Российское правительство приняло решение разрешить некоторым иностранным судам провозить сжиженный природный газ (СПГ) по Северному морскому пути. Ранее, напомним, для них действовал запрет, однако теперь суда, договоры фрахтования которых заключены 15 лет назад и более, смогут воспользоваться главной арктической судоходной магистралью для транспортировки СПГ из порта Сабетта. Все это происходит на фоне внесения в конгресс США пакета санкций в отношении российских СПГ-проектов. Своим мнением насчет перспектив транспортировки СПГ с «ФедералПресс» поделилась доцент факультета «Высшая школа корпоративного управления» РАНХиГС, специалист по инновационному развитию и повышению конкурентоспособности в нефтегазовом комплексе, кандидат экономических наук Тамара Сафонова:
«Надо заметить, что Северный морской путь – очень перспективное направление развития экспортных грузопотоков. Очень важно развивать его с точки зрения перспектив экспорта, в том числе СПГ. Пока в основном происходит эксплуатация месторождений, открытых еще в советские годы, но они постепенно истощаются, и необходимы дополнительные усилия по повышению коэффициента извлечения. В то же время запасы на арктической территории колоссальны. Это порядка 55 триллионов кубометров газа и более семи миллиардов тонн нефти, 2,7 миллиарда тонн конденсата. Это наш перспективный запас.
Хочу подчеркнуть, что Северный морской путь имеет большое значение. И его развитие является принципиально важным для повышения активности разведки и добычи арктических запасов. В перспективном плане до 2036 года на фоне снижения грузооборота нефтепродуктов по экспорту газа в целом и СПГ в частности планируется взрывной рост. Для примера, в 2017 году экспорт СПГ составил 11,5 миллиона тонн. А по прогнозу Минэкономразвития в базовом варианте экспорт сжиженного природного газа к 2036 году должен возрасти до 68,8 миллиона тонн, а в консервативном варианте – до 63,6 миллиона. То есть это очень перспективный рынок. И Северный морской путь в этом процессе будет играть все возрастающую роль.
Примечательно, что одним из крупнейших бенефициаров, которые заходят на арктические проекты, является «Росатом», он намерен занять на этой площадке ключевые позиции. Стратегия компании предусматривает в том числе участие в дальнейшем развитии Северного морского пути.
Что касается разрешения отдельным категориям иностранных судов провозить СПГ по Северному морскому пути, то те, кто хочет оказаться в лидерах отрасли на фоне стагнации нефтепродуктовых грузопотоков, будут делать акценты на развитии новых регионов добычи. А это прежде всего арктические территории. Соответственно, чем активнее будет развиваться рынок СПГ, тем важнее будет для представителей этого рынка иметь доступ к Северному морскому пути».
Освоение Арктики