Top.Mail.Ru
Политика
Свердловская область
0

«Прежде чем осужденный получит извинения ФСИН, ему нужно будет доказать, что он не верблюд»

Учреждение ФСИН
Учреждение ФСИН

Федеральная служба исполнения наказаний обяжет своих сотрудников извиняться перед подследственными и осужденными в случае каких-либо противозаконных действия. Такая норма содержится в новой редакции кодекса этики, которая проходит общественное обсуждение. О том, зачем извинения нужны потерпевшим, как они дисциплинируют сотрудников правоохранительных органов и почему система реагирования на нарушения в колониях несовершенна, «ФедералПресс» рассказал член совета по правам человека при президенте России Игорь Каляпин:

«Отсутствие нормы об извинении было явным пробелом, так как сотрудники других органов обязаны извиняться: в частности, такая норма есть в законе о полиции. Для сотрудников ФСИН такого предусмотрено не было, и хорошо, что эта проблема ликвидирована. Не нужно думать, что это радикально что-то изменит: чтобы сотрудники принесли извинения, нужно, чтобы факт нарушения был установлен. Прежде чем осужденный получит эти извинения, нужно будет пройти множество инстанций и много раз доказать, что он не верблюд. Но мы неоднократно сталкивались с ситуацией, когда сотрудники даже были осуждены, так как был доказан факт преступления в отношении осужденного, а руководство говорило: мы извиняться не будем, потому что это не предусмотрено законом.

Извинения дисциплинируют, хотя бы судя по тому, что сотрудники правоохранительных органов приносят их крайне неохотно. В большинстве случаев даже после приговоров приходилось писать письма, обращаться в прокуратуру и даже в суд только для того, чтобы понудить сотрудников полиции извиниться перед человеком, которого официально признали потерпевшим. И только после вмешательства прокуратуры, суда или уполномоченного [по правам человека] нам удавалось добиться одной фразы, буквально двух слов: приносим извинения за действия своих сотрудников. Раз они так активно от этого уклоняются, наверное, им не хочется этого делать, а раз им не хочется этого делать, наверное, это как-то дисциплинирует.

Самим потерпевшим нужны извинения, потому что у них есть право на сатисфакцию, на восстановление социальной справедливости. Человеку нужны не только какие-то денежные компенсации, но и моральное удовлетворение за перенесенные страдания.

В целом нужно заставить сотрудников ФСИН соблюдать закон, нужно наказывать за его нарушения. Мы сейчас обсуждаем кодекс этики, а мне пять минут назад звонил адвокат, который за неделю до того видел клиента в колонии избитым. Сейчас его просто не пускают и отказываются даже представляться. На фоне грубейших нарушений закона рассуждать о кодексе этики не очень своевременно. Это попытка уйти от обсуждения проблемы.

У нас ФСИН в своих отчетах пишет, что отправляет своих представителей для проведения служебной проверки в случае, если дело приобрело особый резонанс. То есть, прежде чем у нас займутся каким-то конкретным фактом нарушения прав осужденных, у нас должна о нем газета написать. Это не правовой механизм реагирования, это не система защиты права, а система реагирования на скандалы. А нам на фоне этого безобразия рассказывают про кодекс этики».

Фото: ФедералПресс / Дмитрий Барков

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.