Недавно в России было выявлено несколько незаконных колл-центров, созданных одной из МФО для взыскания долгов с клиентов. В разговорах с должниками коллекторы представлялись сотрудниками силовых структур и угрожали жизни и здоровью клиентов. Телефонные мошенники работают в интересах микрофинансовых организаций – с таким заявлением выступил заместитель директора ФССП Игорь Савенко. О том, почему в стране никак не решится ситуация с незаконными МФО, и как обезопасить себя от встречи с недобросовестными кредиторами, «ФедералПресс» рассказал Генеральный директор Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств Борис Воронин:
«Историям про хулиганов-коллекторов и кредиторов уже не первый год. Вся страна ужасается им, тысячи людей оказываются в похожей ситуации: им угрожают, угрожают их детям, родственникам, и с годами ситуация не меняется.
Самая известная история, когда от действий коллекторов пострадал ребенок в Ульяновске, как раз связана с одной из микрофинансовых компаний, выступавшей под маркой «Росденьги». Именно эта история стала причиной стремительного принятия закона «О защите прав при взыскании». С 2017 года он вступил в силу и начал действовать, на него возлагались значительные надежды, но хулиганы по-прежнему терроризируют население. Есть несколько причин, по которым закон просто не в силах изменить ситуацию.
Во-первых, принятый закон оказался «законом половинчатого действия». Он полностью отрегулировал деятельность профессиональных коллекторов (компаний, входящих в государственный реестр ФССП России), но при этом лишь частично распространяется на действия кредиторов – банков и микрофинансовых организаций. При этом банки не могут быть оштрафованы по этому закону, даже если они и нарушают закон. Ко всему прочему кредиторы не обязаны в силу закона записывать переговоры с должником и набирать персонал без судимости и долгов. Между Банком России и ФССП России до сих пор нет единого подхода к толкованию закона и общих правил по тому, что можно, а что нельзя. И, конечно, кредиторы не замедлили этим воспользоваться. Меня лично ставил «на прозвон» один розничный банк, который, несмотря на жалобы, не признал своей вины в такой форме психологического давления.
Интересно, что на действия по взысканию долгов в сфере ЖКХ закон не распространяется вовсе, что, к сожалению, и доказала история в Казани, когда ветерану Великой Отечественной войны угрожали паяльником какие-то люди, нанятые управляющей компанией. Если бы не СМИ, неизвестно, чем могла бы закончиться эта история.
Требуется обеспечение равной ответственности перед законом: единые правила для всех, кто участвует во взыскании, единая ответственность, единый регулятор с единым подходом к реализации закона «О защите прав при взыскании» на практике. И ЖКХ не является исключением.
Во-вторых, у надзорных органов по-прежнему сохраняется очень высокая терпимость к компаниям, практикующим сознательное и систематическое унижение и запугивание людей. Если коллектора можно исключить из реестра, то за нарушение федерального закона у банка никогда не отзовут лицензию и даже не оштрафуют, а микрокредитные или микрофинансовые компании не исключат из государственного реестра МФО.
Необходимо разделить нарушения закона по тяжести: одно дело случайно позвонить третий раз за неделю, забыть представиться полным ФИО, но вежливо вести разговор и совсем другое дело - угрожать убийством детей, составлять оскорбительные фотоколлажи или исписывать стены подъезда угрозами и руганью в адрес должника.
Что же нужно делать, чтобы остановить, наконец, коллекторский беспредел? Первое – беспредел уже сейчас должен наказываться штрафами, второе – при признаках системности - прекращением деятельности, запретом на взаимодействие с гражданами для компании, сотрудников, дисквалификацией руководителей. Когда любые нарушения с точки зрения закона караются одинаково, то и исключительная грубость становится нормой: штраф-то одинаковый и за грубость, и за унижение.
Владельцы бизнеса, построенного на запугивании должников, уже впрок сформировали целые группы пока еще «спящих», но готовых к работе микрокредитных и коллекторских компаний, которые заменят исключенные из реестра, лишь «торговая марка» останется неизменной. Такие группы лиц легко выявляются анализом обращений граждан и ЕГРЮЛ. К сожалению, исключительная пассивность в предупреждении таких ситуаций также стала нормой, нет проактивной работы через внесение изменений в законодательство или целенаправленной борьбы с бизнесом, построенном на запугивании.
Должна осуществляться совместная проактивная борьба Банка России, МВД и ФССП России против таких преступных группировок, и не путем перекладывания ответственности друг на друга, как происходит сейчас. Единым показателем успеха такой работы для всех ее участников должно стать сокращение числа жалоб граждан на тяжкие преступления – угрозы жизни и здоровью родственников и детей от квазиколлекторов или кредиторов. Вот в этой части мы возлагаем большие надежды на исполнение поручения президента.
Если граждане столкнулись с угрозами со стороны коллекторов, обязательно нужно обратиться с жалобой в НАПКА и государственные органы. Не важно, есть ли долг у пострадавшего, или он посторонний – он должен направить жалобу на действия кредитора или коллектора. Записывайте разговоры, делайте снимки экрана с СМС, прикладывайте копии кредитного договора – все это поможет прекратить беспредел отдельных персонажей на рынке взыскания».
Фото: ФедералПресс /Дмитрий Барков