В Севастополе продолжают набирать обороты предвыборные кампании депутатов, пока неофициально. Часть из парламентариев зарабатывает баллы, выходя в информационную повестку с критикой исполнительной власти. Очередной пример – ряд возмущенных публикаций по поводу того, что спикера севастопольского законодательного собрания Екатерину Алтабаеву якобы не пустили высадить розы в детском саду. Как позже выяснилось, розы в детсадах сажать в принципе нельзя по нормам СанПиНа, за это предусмотрена административная ответственность. Но этот факт уже никого не интересовал – очередной скандал случился. Свой взгляд на то, чего еще ждать от депутатов в преддверии выборов и может ли что-то измениться после них, высказал депутат от «Единой России» Борис Колесников:
«Из истории с детским садом абсолютно на пустом месте попробовали раздуть скандал. В детских садах, кстати, не только розы запрещены, даже цветы в горшках на подоконниках, так как они несут потенциальную угрозу ребенку. А конкретно это дошкольное учреждение, насколько я знаю, еще даже не введено в эксплуатацию. Думаю, что Екатерина Борисовна и глава местного самоуправления, который ее сопровождал, просто не знали ни о нормах СанПиН, ни о том, что детсад еще не открыт. Было бы неприятно, если бы им удалось пройти на территорию и высадить розы – получилось бы, что они нарушители. Но в итоге ситуацию обыграли иначе и представили как очередной конфликт.
С приближением выборов, я думаю, количество подобных искусственных конфликтов, скандалов и провокаций будет нарастать. У нас, к сожалению, подготовка к выборам выливается в какие-то акции непонятные для того, чтобы пошуметь в прессе. Какую-то более активную работу депутатов в округах в преддверии выборов я не наблюдаю. Но те, кто раньше работали, так и работают – проводят приемы граждан, встречаются с людьми, решают проблемы горожан. Но чтобы стать известным своей работой надо время, усердие, а скандал – это короткий путь к известности, твое имя раскручивается очень быстро и тебя уже все знают. У нас такая традиция выборов, увы.
Сентябрьские выборы у нас будут вторые в России, но надо принимать в расчет еще довыборы в законодательное собрание. Накануне выборов идем мы с депутатом Госдумы по Севастополю и видим, что на лобовых стеклах машин приклеены силикатным клеем листы А4, славящие «Единую Россию». А что такое силикатным клеем приклеить бумагу на лобовое? Это менять стекло. Потом такие же листовки были расклеены на первых этажах квартир. Это классический пример «черного пиара», когда противники таким образом подставляют конкурентов.
Будут проводиться телефонные опросы, к которым не придерешься, где будут идти подряд два вопроса. Первый, стандартный: «Если выборы будут завтра, за кого вы проголосуете?», и второй: «А вы знаете, что кандидат, которого вы поддерживаете, принимал участие в марше ЛГБТ?». Это как пример. Таким образом, кандидату могут приписать любую активность и любые взгляды, которых никогда не было. Будет ли человек это проверять? вряд ли. Но мнение о кандидате может уже поменяться.
Я знаю, что выборы у нас строятся именно на таких методах, а люди на них ведутся, потому что верят журналистам, социологам, политологам, а через них можно вкладывать любые мысли в головы.
Выборы сегодня это, прежде всего, деньги. И не потому, что нужно подкупать избирателя, нет. А потому, что нужно оплачивать штаб, работу агитаторов, агитационные материалы и так далее. Даже встреча с избирателями обходится в приличную сумму – палатка, машина, вода для людей и так далее. Там копейки, там копейки, а по итогу выходят большие суммы. А у многих кандидатов, как и у меня, этих денег нет. Да, предлагают профинансировать, но мы все понимаем, что это своего рода покупка какого-то влияния. Я отказываюсь от таких предложений. В итоге пройдут в депутаты в большинстве своем люди, которые имеют финансовые ресурсы, которые не боятся потратить миллион-другой. Это будет вечная история у нас в заксобрании с группами влияния. Тем более, я наблюдаю, что тем людям, которые хотят идти на выборы, не нужно заксобрание – они уже видят себя в должности губернатора региона, и им надо пройти в парламент, чтобы можно было выразить недоверие высшему должностному лицу».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин