Коммерческие перевозчики не спешат переходить на газомоторное топливо (ГМТ) предположительно по нескольким причинам. О них ФедералПресс рассказал эксперт в сфере инновационной логистики, руководитель консалтинговой группы «Логистика. Бизнес. Решения» Вячеслав Белобжецкий:
«Те, кто эксплуатирует малотоннажный парк не могут ставить газобаллонное оборудование (ГБО) из-за вопросов гарантийного обслуживания. При установке гарантия пропадает. После окончания гарантийного периода, возможно, смысл установки имеется.
Однако сеть газозаправочных станций не так развита. Более того, компании-перевозчики используют безналичную систему оплаты за заправки для контроля затрат. Соответственно, для успешной эксплуатации парка нужно, чтобы на территории была сеть заправок и был оператор, который с ними работает по топливным картам. Думаю, что в регионах это не так развито.
После роста цен на бензин был всплеск по установке ГБО на частные автомобили. Это, возможно, даст толчок развитию инфраструктуры в виде заправок.
Коммерческие автомобили на ГМТ более дороги при покупке и при обслуживании, что нивелирует выгоду от экономии на топливе. Но, по некоторым оценкам, экономия все-таки есть.
Кроме неразвитости сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) существует нехватка квалифицированных автосервисов для ремонта и обслуживания автотранспорта на ГМТ, что особенно важно при работе на непостоянных маршрутах. Успешно могут работать только перевозчики на постоянных маршрутах, где ясно расположение АГНКС и сервисов, таких как Москва – Санкт-Петербург, например.
Перспективы у использования ГМТ хорошие вследствие его экологичности и наличия топлива внутри страны. Если целенаправленная программа повышения привлекательности его использования будет системно реализовываться, соответствующие инвестиции в инфраструктуру сделаны, то в ближайшие 3-4 года можно ожидать вплоть до двукратного роста объемов потребления ГМТ за счет применения транспорта на ГМТ в коммерческих перевозках, ЖКХ, агрокомплексе. В более короткой перспективе о взрывном росте говорить сложно, т.к. меры по поддержке должны подтолкнуть развитие инфраструктуры за счет частных инвестиций и государственно-частного партнерства. А этот процесс имеет цепной механизм и требует времени».
Фото: Евгений Поторочин/ФедералПресс