Центробанк готов освободить россиян от «зарплатного рабства»: он предлагает начислять зарплаты через систему быстрых платежей по номеру телефона работника. Право на зарплатную карту в «своем» банке у россиян есть и сейчас, но работодатели всегда находят предлоги, чтобы отказать сотруднику в этом. О том, поможет ли новая система забыть про «зарплатное рабство», рассуждает аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев:
«Формально право получать зарплату на карту любого банка у сотрудников есть и сейчас, правда, реализовать его крайне сложно. Как правило, против выступает бухгалтерия компании. Если все сотрудники выбирают разные банки, то для перечисления денег бухгалтерии приходится буквально вручную вбивать реквизиты каждого работника. В ситуации, когда все обслуживаются в одном банке, это делается «в один клик». Поэтому формально возможность выбирать банк есть, но я не помню случаев, чтобы сотрудник смог отстоять свое право на отдельную карточку. Такое практикуется только в маленьких компаниях, где работают 5–10 сотрудников, большие организации на это, как правило, не идут.
При этом людям важно получать зарплату на карту «своего» банка. Тем более, что многие изначально выбирают банк, исходя не только из близости банкомата к дому, но и из опыта общения с определенной организацией. Например, они уже брали там кредиты, а взять новые гораздо легче и проще, если получаешь через данный банк зарплату, – это будет дополнительным плюсом. Именно по этой причине людям обычно не нравится, что бухгалтерия вынуждает их получать зарплату только на карточку определенного банка.
Что касается идеи с системой быстрых платежей по номеру телефона, то она давно витала в воздухе: обсуждалось, что нужно создать либо агрегатор, который будет позволять перераспределять зарплату в нужный банк, либо платформу, которая позволила бы переводить зарплату на любой счет в банке. Технических ограничений здесь нет – современные технологии позволяют реализовать такие идеи, работодателям это тоже не создаст больших трудностей. Вопрос лишь в том, что придется создавать соответствующее программное обеспечение и получать разрешение со стороны регулятора. Кроме того, я не думаю, что будут большие проблемы с защитой персональных данных, потому что в этом случае нет непосредственного контакта с конечным получателем, так что разработать систему, которая обезопасит средства, будет даже легче, чем в случае с картами».
Фото:ФедералПресс / Евгений Поторочин