Количество индивидуальных предпринимателей в России впервые превысило число юридических лиц – сообщается в материалах Федеральной службы информации. Согласно данным службы, с 2016 года количество компаний в стране стремительно снижается. О том, с чем связана эта тенденция и приведет ли она к переменам в экономике, «ФедералПресс» рассказал финансовый аналитик «БКС Премьер» Сергей Дейнека:
«Рост числа индивидуальных предпринимателей на фоне сокращения компаний является вполне закономерным результатом тренда на обеление экономики, принятого на вооружение российским правительством несколько лет назад. Компании, ранее применявшие «серые» схемы ухода от налогов с помощью фирм-однодневок, подверглись жесткому администрированию и контролю со стороны ФНС и Росфинмониторинга. Надзор за ними заметно усилился с 2015 года, когда была внедрена усовершенствованная версия автоматизированной системы контроля возврата НДС.
Ужесточение контроля и администрирования также сказалось на динамике присутствия в экономике компаний малого и среднего бизнеса. Напомню, что в 2016-2017 году в России была проведена масштабная реформа контрольно-кассовой техники, которая также подтолкнула к легализации своей деятельности индивидуальных предпринимателей.
Существуют тонкости, которые делают ведение бизнеса посредством оформления ИП более привлекательным. К примеру, в 2017 году были расширены основания привлечения участников (акционеров) юридических лиц к субсидиарной ответственности в случае банкротства ООО. Помимо этого, в 2018 году ужесточилась практика регистрации юридических лиц налоговой службой. Все это может сказываться на выборе предпринимателей не в пользу организации деятельности в виде юридического лица. Но в то же время далеко не все виды деятельности доступны для регистрации в форме ИП.
Несмотря на большие надежды, когда-то возлагаемые на программы поддержки предпринимательства в России, на мой взгляд, они играют крайне ограниченную, если не сказать, малозаметную роль в наблюдаемом тренде на сокращение компаний и увеличение числа ИП.
Экономический эффект наблюдаемого тренда мы, безусловно, ощутим, но не сейчас, а в отдаленной перспективе. На данный момент оценить влияние сокращения присутствия бизнеса в ряде крупных отраслей (включая промышленность, банковский сектор и т. д.) в полной мере не позволяет увеличение налоговых сборов как следствие обеления экономики и увеличения налоговой нагрузки. Однако если оценивать ситуацию по таким ключевым направлениям для экономики, как создание новых рабочих мест, улучшение бизнес-климата и условий для бизнеса, то пока мы можем говорить скорее об обратном эффекте проводимых реформ. Увеличение фискальной нагрузки может дать приток средств в федеральный бюджет, но надо понимать, что эффект от этого будет краткосрочным, а для улучшения инвестиционного климата должны быть предложены более долгосрочные и продуманные меры».
Фото: pixabay.com