Эксперты Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН высказывают опасения о том, что в 2019 году мирового урожая зерна может не хватить на нужды потребителей. Дефицит может оказаться критическим, и для решения проблемы будет задействовано 873 млн тонн зерна из запасов прошлого года. О том, грозит ли россиянам голод и стоит ли ждать резкого повышения цен на хлеб, «ФедералПресс» рассказал исполнительный директор Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков:
«Мировое производство и потребление, в разрезе баланса, – это основополагающий фактор ценообразования. В России ценообразование складывается обратным образом от процессов, происходящих на Чикагской бирже. Также на ценах сказываются внутренняя и внешняя логистика, затраты трейдеров на консолидирование партий до товарного объема. Таким образом получается, что, чем крупнее партия зерна, поставляемая в страну, тем выше ее цена. Эта логика прямо противоположна логике оптового рынка: там с ростом количества проданного товара увеличивается предоставляемая покупателю скидка. Сельхозпродукцию приходится собирать, потом концентрировать ее до товарной массы сначала на элеваторе, затем до погрузочного объема в судно. От продолжительности и трудности всех этих процессов зависит стоимость цены поставляемого в Россию зерна, и, соответственно, приготовленных из него продуктов.
Если данные ООН подтвердятся, и в этом году мировой урожай будет дефицитным, это, естественно, вызовет взлет цены на злаковые продукты в России. Другое дело, если говорить об урожае внутри страны. На данный момент российские аналитики не могут дать точного ответа на вопрос, каким у нас будет урожай в 2019 году. Только что закончилась посевная пора, и сейчас агрономы с придыханием ожидают дождей. В момент развития семени влага очень важна, и многое зависит от того, какой будет погода в ближайшее время.
На данный момент эксперты могут проанализировать лишь посевные площади, размер которых, кстати, даже немного превышает прошлогодний. Прогнозируя урожай этого года, аналитики умножают среднюю урожайность на посевную площадь. Но впереди еще лето, затем уборочная пора, от которых тоже многое зависит. Например, если во время уборочной поры идут дожди, ряд культур просто невозможно убрать – и это сказывается на итоговой урожайности.
В целом, могу сказать, что паниковать по поводу дефицита рано. Прогнозы и ФАО, и международных аналитиков постоянно пересматриваются Поэтому говорить о более точных данных правильнее будет ближе к концу лета, а то и осенью. Иногда эксперты опираются на некоторую цикличность климатических явлений, которая, впрочем, не доказана, хотя имеет место быть. Такие прогнозы нельзя назвать точными: говоря о климатических явлениях, они иногда допускают погрешность во времени год или два. А ведь для рядовых потребителей есть разница, будет дефицит в этом году или «когда-то потом».
Фото: pixabay.com