До сдачи российскими школьниками единого государственного экзамена остается все меньше времени. Это волнительный период и для учеников, и для их родителей. Решается судьба не только аттестата о среднем образовании, но и определяются шансы на поступление в вуз. Большое эмоциональное напряжение может приводить к стрессам, а порой и к непоправимым событиям. Стоит ли стремиться наверстать упущенные знания и зубрить правила сутки напролет и как вести себя родителям выпускников-подростков – экспертным мнением с «ФедералПресс» поделилась практикующий детский и подростковый психолог Елена Лосева:
«Во-первых, важно соблюдение режима дня, чередование труда и отдыха. Перегиб в какую-либо сторону большой пользы не принесет. Нужно максимально методично рассчитывать свои силы и возможности, распределить время на подготовку в оставшееся время. В течение дня должны быть не только занятия, но и прогулки. Отдых должен быть качественным: желательно минимизировать или вовсе исключить соцсети, больше времени проводить с друзьями на улице, а не за компьютером.
Во-вторых, нужно успокоиться: за последнюю неделю упущенный год не наверстать. Нужно пользоваться теми знаниями, которые получены. Кроме того, должен быть разработан запасной план действий на случай, если экзамены не будут сданы. У нас каждый год происходит волна подросткового суицида после результатов ЕГЭ. Чтобы этого не было, надо понимать, что жизнь не заканчивается. Есть апелляция, пересдача, есть другие вузы, возможности межвузовского перевода и т. д. Не стоит исключать возможность поступления в колледжи.
Третье – это психологическая подготовка, которая ведется во многих школах. Детей учат, как реагировать на стресс. Если ребенок знает свою реакцию на стресс, например, тошнота или головокружение, то можно заблаговременно найти собственный механизм, как совладать со сложной ситуацией. Кому-то помогает дыхательная гимнастика, кому-то легкие физические упражнения, кому-то счет или практика медитации; есть другие способы.
Успокаивающие медикаменты применяются только по рекомендации врача. Некоторые успокоительные средства снижают концентрацию внимания, активируют процессы торможения, что может только навредить.
Часто родители накручивают себя и детей: надо сдать, поступить – и точка. Тут важно понимать, переживают родители за себя или за ребенка. Бывает, что успехи родителей оцениваются по достижениям детей, но это не вполне корректно. Безусловно, взрослые несут ответственность за своего ребенка, но надо понимать, что он самостоятельный, отдельный человек. Некоторая дистанция должна быть. Чрезмерная опека чаще вредит. Нужно свои страхи оставить при себе. Главное на этом этапе – поддержка детей. Например, сказать: «Я тебя люблю независимо от результатов».
Чтобы снизить риск возникновения неловкой, стрессовой ситуации в день экзамена, можно создать для себя внешний элемент контроля. Это могут быть списки, напоминалки. Боишься забыть паспорт на ЕГЭ, ручку – напиши у выхода из комнаты, что именно нужно проверить. Каждый из нас в первую очередь человек, ошибаются все. Лучше перепроверить и переспросить – негативные последствия будут меньше».
Фото: ФедералПресс/Евгений Поторочин