В 2014 году Калужская область стала лидером национального рейтинга состояния инвестклимата в субъектах РФ. Регион продолжает развиваться. Речь идет не только о знаменитом калужском автопроме. До конца 2019 года планируется вложить свыше 30 миллиардов рублей в 10 новых инвестиционных проектов, связанных с бумажным и швейным делом, производством строительных материалов и охладительных систем. Калужское экономическое чудо продолжает удивлять. Однако, несмотря на положительную динамику в регионе, предприниматели сегодня сталкиваются с вызовами, которые в том числе влияют и на бизнес-климат. О них «ФедералПресс» рассказал губернатор Калужской области Анатолий Артамонов:
«Почему я решил поучиться предпринимательству, хотя у меня уже был бизнес? Я чувствую, что многие наши предприниматели просто не знают, как и где можно получить поддержку, как можно получить хороший, доступный кредит. Мы же и на венчурное финансирование идем. Мы железно верим, что это беспроигрышно. Сегодня, конечно, есть проблема – кредиты наши дороговаты, но тем не менее сегодня значительно проще [их получить], чем пять лет назад.
Посмотрите, какую мощную программу ведут вместе Сбербанк и Google. Это же неспроста. Они понимают, что сегодня банки пухнут от денег, а куда вложить, они не видят, потому что внутренний потребительский рынок только-только в этом году, с конца – середины прошлого года, начал потихоньку оживать. Всему хозяин – внутренний рынок. Если потребительского рынка нет, то некому купить. Тогда зачем кому-то что-то производить?
Почему мы сейчас говорим об экспорте? Потому что именно так развиваются китайцы. Они весь мир завалили своими товарами при полуторамиллиардном населении. Разве они могли так развить промышленность свою? Да никогда. Нам нужно, безусловно, говорить о кредитах, потребительском рынке. Но надо выйти на потребителя, который и не у нас, в России, живет.
Тот, кто выходит на зарубежные рынки, начинает по-другому выглядеть. У него лицо просветленное, интеллектуальный уровень подрастает, он начинает общаться со своими партнерами, они друг у друга учатся.
[В Калуге] каждый месяц проходит бизнес-завтрак. Мы с разными предпринимателями говорим обо всем. Сейчас выясняется, что самая большая проблема – отсутствие культуры во взаимоотношениях предпринимателей друг с другом, поэтому все ринулись за государственно-муниципальным заказом. Почему? Потому что если ты получил государственный заказ, то рано или поздно с тобой рассчитаются, а если ты получил заказ у своего коллеги (допустим, он строит, а я тебе кирпичи поставляю) – еще не факт, что он за это заплатит. Как кто-то сказал, «по долгам платят только тупые». «Он мне должен – его проблема, не моя проблема» – это из 90-х, но это не умерло. Сегодня, кстати говоря, попробуйте с предпринимателями поговорить, они вам скажут, что это выходит на первый план.
Все арбитражные суды завалены делами о спорах между предпринимателями. Хорошо это или плохо? Конечно, плохо. Я считаю, что надо регистрировать предпринимательство, все юридические лица не в налоговой, не в кадастровой палате, а в суде. Во многих странах это есть. Мой первый опыт работы за рубежом – это Венгрия. Там, когда я регистрировал предприятие, я его сразу зарегистрировал в суде. Что это дает мне? Это дает то, что мне не надо собирать никакие бумаги, если у меня какое-то разбирательство. В суде все есть, вся моя история в суде имеется. Я только пишу заявление: «Прошу рассмотреть».
Корпоративной культуры маловато. Мы обижаемся на государство. Но государство тоже – то одного арестовали, то второго. Эта проблема больше, когда они не доверяют друг другу.
Надо говорить и об отсутствии необходимого объема знаний. На последнем бизнес-завтраке я дал указание своей телерадиокомпании, чтобы они открыли рубрику: будет принята программа по предпринимательской грамотности начиная с детского садика. Детский садик, школа, среднее профессиональное учебное заведение – везде нужен курс предпринимательства».
Фото: kremlin.ru