Общероссийское объединение пассажиров обратилось в ФАС России с просьбой проверить обоснованность роста цен на билеты в плацкартные вагоны в летние месяцы. Мониторинг, проведенный организацией на основании многочисленных обращений граждан по 12 направлениям, показал, что билеты в плацкартные вагоны на летние месяцы подорожали на 65–100 %. Больше всего по сравнению с маем в июне выросли цены на билеты в плацкарт в поездах Москва-Калининград (на 100 %), Москва-Адлер (на 97 %) и Новосибирск-Томск (на 93 %). Организация считает, что сезонный рост стоимости билетов частично оправдан необходимостью обновления подвижного состава, однако считает его чрезмерным. В случае выявления нарушений общественники попросили ФАС применить к РЖД «соответствующие меры». В этом случае перевозчику может грозить значительный штраф. В свою очередь Федеральная пассажирская компания (ФПК, дочерняя структура РЖД) отрицает резкий рост стоимости проезда в плацкарте и считает некорректным сравнивать стоимость «акционных» билетов с полным тарифом. Гендиректор ФПК Петр Иванов напомнил, что тарифы на 2019 год были установлены в конце 2018 года и больше не корректировались. ФАС, рассматривая поступившее обращение, пообещала уделить внимание каждому маршруту. Эффект повышения цен здесь пока связывают с отменой РЖД скидок для повышения конкуренции с авиационными и автобусными перевозками. Председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков также исключает возможность неожиданного подорожания железнодорожных билетов:
«Не могло быть неожиданного подорожания, потому что стоимость билетов в плацкартные вагоны регулируется ФАС России. Это регулируемый сегмент перевозок, но я считаю, что такой эффект мог быть. Тут ведь смотря что с чем сравнивать. Есть периоды очень низких цен – это февраль, март. А есть периоды высоких цен – это лето. Если сравнить эти цены, то где-то может и получиться разница в два раза. Но это связано с тем, что когда спрос выше, ФАС сознательно устанавливает более высокие цены. Поэтому, что с чем сравнивать – дело очень тонкое».
Фото: ФедералПресс / Дмитрий Барков