В России из аптек продолжают пропадать дешевые лекарства. Весной этого года исчез «Анаприлин» – средство от гипертензии, входящее в список жизненно необходимых препаратов. Больным, которые его постоянно принимали, другие лекарства помогают хуже, приходится искать замену за рубежом. Несколькими месяцами ранее перестали продавать еще одно средство для сердечников – «Амиодарон». О том, почему из оборота уходят востребованные лекарства и почему государство никак не может повлиять на это, «ФедералПресс» рассказал президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский:
«Анаприлин» – не единственный препарат, который пропал. Они продолжают пропадать. И дело здесь не в дешевизне. На днях я как раз написал отзыв на нормативные акты по поводу регулирования цен, разработанные Минздравом. Ситуация очень простая – по 61-му закону, если цена на препарат не зарегистрирована или не соответствует зарегистрированной, такой препарат не может обращаться.
Сама по себе эта норма абсолютно дикая, получается, она направлена против пациентов. Суть нашего отзыва в том, чтобы изменить эту норму – не запрещать распространение препаратов, но защищать цену такими санкциями, как штрафы и взыскание разницы между реальной и зарегистрированной ценой через суд.
Таким образом, мы защищаем и цены, и пациентов. Кроме того, компании получат право отстаивать свои цены на лекарства. Они говорят: ФАС зарегистрировала какую-то непонятную цену, которая однократно мелькнула где-то в Европе, а мы не можем выйти на аукционы. Они готовы отстаивать свою цену – нет механизма судебного разбирательства, которое позволило бы это адекватно сделать.
Есть другая сторона этого вопроса. Чем дороже препарат, тем выгоднее аптеке. Получается, что дешевое продавать невыгодно. На протяжении последних десяти лет идет постоянное вымывание дешевого ассортимента. Нужно решать проблему, чтобы вся проводящая цепочка не сидела на проценте от продаж, иначе нам всем конец – через пять лет мы будем потреблять только оригиналы. Никаких денег на это не хватит.
Вторая главная проблема – у нас действует закон об обращении лекарств, а не об обеспечении ими. Фактически государство поставило себя в положение регулировщика (не хочу называть его даже регулятором), который не видит, что у него происходит за перекрестком. Минздрав не понимает, в какой момент какой препарат исчезнет из аптек. Для них это каждый раз неожиданность. Что происходит в целом, они не понимают. А мы говорим о жизненно необходимых лекарствах, они должны иметь под собой систему обеспечения.
Любое звено может оказаться не заинтересованным в выпуске или продаже препарата, и тогда мы его теряем. Ситуацию на этом поле регулируют сразу восемь ведомств, и у них достаточно противоречивые интересы. Это привело к тому, что ФАС с Минздравом часто судятся, срываются аукционы, идут споры по взаимозаменяемости. Нет общего знаменателя в системе, действия отдельных субъектов приводят к коллапсу.
Это кардинальная ошибка. Должна быть система планирования, основанная на потребности населения, максимальная централизация закупок, чтобы президент не задавал вопросы, почему у нас цены на лекарства в соседних регионах отличаются в 59 раз. Мы уже собрали 240 с лишним тысяч подписей для создания закона о лекарственном обеспечении. Разговор об этом уже идет. В мае на конгрессе «Право на лекарство» мы представили структуру этого закона.
Пока ситуация не изменилась, пациентам, которые лишились незаменимых лекарств, остается только везти их, например, из Белоруссии».
Фото: ФедералПресс / Денис Кочкин