Отшумел Петербургский международный экономический форум. Но эксперты продолжают обсуждать, какой эффект он окажет на экономику, политику, международные связи страны. Международную повестку ПМЭФ можно условно поделить на две темы. Одна – китайская, которая проявилась в визите главы КНР Си Цзиньпина, совместном энергетическом форуме и других партнерских мероприятиях. Вторая – это критика США, пытающихся закрепиться на верхушке мировой экономики всеми доступными, в том числе не совсем честными способами. О том, почему сближение с Китаем – это не следствие экономических войн с Америкой, «ФедералПресс» рассказал депутат Госдумы, журналист-международник Евгений Примаков:
«Эти две темы взаимосвязаны, и это звучало и в выступлениях лидеров двух стран, Владимира Путина и Си Цзиньпина, и на разных площадках. В выступлении Игоря Сечина это было названо словами «сделаем рынок снова великим». На наших глазах происходит интересная перемена: США – государство, которое изначально стояло за устройством нынешнего мира, глобальных рынков с расчетом, чтобы мир играл по их правилам, стало завзятым националистом и эгоистом. А Китай стал продвигать именно глобализационную повестку.
Мы в этом смысле находим общий язык с Китаем, потому что мы выступаем за равенство и равноправие всех участников рынка в глобальной экономике и политике. Мы выступаем за снижение барьеров – санкции выступают их максимальным выражением.
Китай находится на острие противостояния с Соединенными Штатами. Есть много прогнозов по поводу того, чем это противостояние завершится. Потому что взаимопроникновение китайской и американской экономик грандиозное, речь идет о триллионах долларов, об американской собственности и инвестициях в Китае и о китайских вложениях в американские ценные бумаги и рынки. Сложно говорить, что они раз и навсегда разорвут отношения. Сейчас идет стратегическое бодание за место под солнцем. Американцы ведут себя как настоящие эгоисты, Китай отстаивает свои права.
Настрой у американцев такой, что они хотят закрепить свое технологическое первенство. Китай, несмотря бурное развитие, пока не смог стать лидером. Пример с компанией Huawei самый показательный. Сети пятого поколения, передача данных на совершенно других скоростях будут грандиозно сказываться на экономике. Американцы пытаются тормозить таким образом Китай, обеспечивают себе конкурентное преимущество не очень честными способами.
Китай заинтересован и в России, у нас есть важные технологические заделы. Не надо думать, что энергетика – это что-то дремучее, отсталое. Это высокотехнологичная отрасль, поскольку углеводороды тянут за собой еще и нефтехимию, и транспорт, и логистику, и кибербезопасность. И здесь мы можем очень хорошо с китайцами работать.
Очень много риторических спекуляций на тему того, что Россия расплевалась с Западом и бросается в объятия Востока. Это не так, это полная ерунда. Россия по-прежнему открыта и на Восток, и на Запад. Просто Россия снова и снова неожиданно для себя обнаруживает, что торгово-экономические отношения с Востоком могут быть так же прибыльны, как с Европой.
Европа остается нашим ключевым партнером, но посмотрите, как растет Китай. Китай – это гигантский рынок. Мы после краха Советского Союза потеряли в качестве рынка для промышленной продукции страны Восточной Европы и бывшие республики СССР. Для того чтобы иметь возможность вкладываться в НИОКР, в серьезную реиндустриализацию, нужен большой рынок. При этом Китай растет в основном за счет внутреннего потребления. Нам очень выгодно с ними сотрудничать, так же как с индийцами.
Отчасти безумная санкционная политика Соединенных Штатов сказывается на наших отношениях с Китаем. Об этом предупреждал Генри Киссинджер, архитектор сближения США с Китаем, которое происходило в 1970–80-е годы. Россия найдет себя в партнерстве с Китаем, и конкуренция будет отягощена этим союзом. Это мы и видим сейчас. Мы ведем себя абсолютно прагматично. Я думаю, у американцев есть много идей по поводу того, как бы попытаться вбить клинышек между нами и китайцами. Но если Америка придет в себя и решит поладить с Китаем, это все равно не будет портить наших отношений с КНР. Мы будем продолжать вести сбалансированную внешнюю политику».
Фото: пресс-служба Кремля