Минздрав России разработал законопроект, который должен ограничить продажи, а, как следствие, потребление алкогольной и табачной продукции. Так, предлагается для таких товаров оставить только специализированные магазины. Против выступают антимонопольная служба и Минэкономразвития. Экспертным мнением о том, насколько эффективна может быть такая мера, с «ФедералПрес» поделился генеральный директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз:
«Данная тема возникала не менее ста раз. На ней активно пиарились чиновники и депутаты до 2015 года. Потом она немного стихла, появились другие. Ни разу она не получала позитивного ответа в правительстве и государстве по одной простой причине – она бессмысленна. Алкоголь и табачные изделия не являются продукцией спонтанного спроса. Не бывает так, что человек пошел за молоком и хлебом, увидел бутылку водки, забыл про молоко, купил водку и у магазина выпил. А вот наоборот бывает: когда человек идет за алкоголем и табаком, может попутно купить и молоко, и хлеб, и мясо, и другие продукты. Есть определенная психология потребителя, которую никто учитывать не хочет.
Что касается табака, то что с ним только не делали. Лет 8–9 назад табачные этикетки заменили на жуткие картинки. К табачному киоску подходить было страшно: квадратный метр ужаса, который смотрел на тебя на улице. Кошмарнее антирекламу придумать невозможно. Но она не сработала: не сократилось потребление. В итоге несколько лет назад табачные изделия спрятали под полку.
С 2012 года регионам дали право пиариться на алкоголе как угодно. Вплоть до введения сухого закона. Велись споры, что безопаснее: 10, 15, 20, 50 метров от магазина с алкоголем и табаком до школы или роддома? В итоге оказалось, что 95 процентов регионов признали безопасным социальный радиус от 20 до 50 метров. А какая разница? Школьник что, не доползет 50 метров за бутылкой пива? Эта тема умерла, хотя отыграли ее отлично: целые выборы в Годуму под этой эгидой прошли.
В 2012–2014 годах тема спецмагазинов тоже активно муссировалась. Настолько перепугали бизнес, что мощнейшее развитие алкомаркетов «Красное&Белое», «Бристоль» и других получило толчок именно в те годы. Бизнес решил, а вдруг правда такие правила введут? Надо готовить запасные аэродромы. Тогда Metro даже начал проект своих алкомаркетов.
Якутия была единственным регионом, который ввел закон о запрете продажи в продуктовых магазинах алкоголя. Алкомаркеты торговали и торгуют только алкоголем вот уже четыре с половиной года. Эффект только отрицательный. Более того, вся эта антиалкогольная кампания привела к тому, что «Единая Россия» там получила минимальное количество голосов, а президент Якутии пересела в новое кресло – в Москву, правда, но через почетную отставку.
Шутить с этой темой нельзя. Пусть предлагающие эту инициативу сначала якутский опыт изучат. Там было где-то 1300 магазинов с продуктами и алкоголем, которые имели лицензию. Из них 100 были алкомаркетами. Чиновники, видимо, надеялись, что все так и останется. Но вместо этого, наверное, 400–500 магазинов продуктовых выкинули продукты питания и стали алкомаркетами. И вообще алкомаркетов стало, наверное, 800 вместо 100. Ну и кто выиграл? Потребление осталось то же самое.
Есть психология поведения человека. Вот было вокруг вашего дома пять алкомагазинов, закрыли три, осталось два. Как это может повлиять на потребление населением? Ну будут эти магазины в пять раз больше продавать алкоголя, чем торговали, когда пять магазинов работало.
Есть идиотский пример Ульяновской области. Когда там с 2014 года продавали крепкий алкоголь по выходным, только если в доме был покойник – на похороны или поминки, по справке. Надо это проанализировать. Какой там позитив может быть? Все утонули в суррогате и все».
Фото: ФедералПресс/Евгений Поторочин