В Ростовской области начали выдавать паспорта жителям ДНР и ЛНР. Два пункта уже открыты, еще два заработают в ближайшее время. Количество обращений в функционирующие точки выдачи паспортов достигают 500 в день. Первые результаты упрощения процедуры получения российского гражданства демонстрируют высокий спрос на получение документов. Не приведет ли это к увеличению потока мигрантов в Ростовскую область и, как следствие, к снижению стоимости оплаты труда коренных жителей региона, «ФедералПресс» рассказал председатель Комиссии Совета по делам национальностей при правительстве Москвы, директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство» Юрий Московский:
«Не думаю, что в Ростовскую область будет гигантский наплыв, который доставит большое беспокойство жителям. Большая часть останется там, где живет. Они просто получат паспорта и право работать на территории Российской Федерации как граждане.
Получение паспортов еще не означает для них, что они переедут. Кто-то, может быть, и переедет. Но значительная часть останется. При условии, если там не будет «военной мясорубки». А будет «мясорубка» – побегут и с паспортами, и без паспортов. Поэтому переселения массового жителей ЛНР и ДНР в связи с получением паспортов просто не будет. Себя на их место поставьте: у вас квартира, работа – а здесь что?
В Донецке вообще, как и в Луганске, было хорошо. Большая часть инфраструктуры, кстати, осталась. Это же был промышленный регион, там заработки были выше, чем на западе Украины, раза в 2 или 3. Оттуда же ехали не гастарбайтеры, а квалифицированные специалисты, а также футболисты, артисты и прочее. А рабочие работали там.
Но считаю, что надо не только в Ростовской области открывать пункты, но и в других регионах. Делать нормальную сеть, заниматься приемом в российское гражданство людей, подпадающих под понятие «соотечественник», людей русской культуры, со знанием языка.
Отказываться в законодательстве от того, что было введено в 2006 году, что человек, который хочет принять российское гражданство, должен выйти из предыдущего гражданства, – это ничего не дает. Это лишние бюрократические процедуры. А получив гражданство России, он может опять принять гражданство другой страны по нашему закону? Это бредовое было решение, которое осложнило жизнь миллионам людей, которым из-за этого был заторможен вход в российское гражданство. Это, наверное, было сделано, чтобы граждане Украины не очень активно его принимали, в целях оказания поддержки тому режиму, который на тот момент был.
Почему приняли именно сейчас этот закон? Наверное, нужно спросить у тех, кто его принял. Ситуация по сути не изменилась. Как была в 2014 году война, так она и осталась. Но за пять лет уже миллионы людей получили бы российское гражданство, что очень сильно повлияло бы на ситуацию. Но это должен был быть комплекс мер, нужно было налаживать нормально работу по ускоренному приему в российское гражданство людей, которые имеют статус носителей русского языка. И менять сам статус «носитель русского языка» в законе. Потому что носитель – это тот, кто думает на русском языке и прочее. А по закону это еще и потомок выходца из территории современной Российской Федерации. Опять усложняются бюрократические процедуры.
Это разные немножко понятия – «потомок выходца» и «носитель русского языка». А товарищи поставили два в одно. В результате и комиссии могли бы работать на три порядка лучше. Система была создана, но Федеральная миграционная служба была реорганизована, влита в МВД и несколько лет занималась реорганизацией вместо того, чтобы заниматься делом. Она, конечно, занималась делом, но могла бы это делать более эффективно. Часть сотрудников ушла в результате реорганизации, как водится.
То, что решение было принято правильно относительно приема граждан ЛНР и ДНР, – правильное решение. Но подобные вещи можно было делать гораздо раньше, заранее и через статус носителя русского языка в том числе. Получилось бы не только Луганск с Донецком, но и все остальное.
А то, что там какое-то количество людей приедет, – ну приедет несколько сотен человек. Но они даже на экономику не повлияют. Они будут кушать, продукты покупать, деньги тратить, когда приедут. Ну работать там будут. У нас рабочих рук не хватает по всей стране катастрофически.
У нас не хватает минимум 20 млн человек, которые не родились в результате реорганизаций и перестроек после 1989 года. Общие потери после развала СССР – 30–40 млн человек, которые не появились на свет. На этом пространстве сейчас могли бы проживать 340 млн, а проживает 290 млн, а это примерно столько же, сколько было на момент распада. Это невиданное в мировой истории явление, если обо всей территории СССР говорить».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин