АвтоВАЗ объявил о возобновлении производства на заводах в Тольятти и Ижевске. На два дня оно было остановлено из-за срыва поставки комплектующих с нижегородского ООО «Завод Автокомпонент». Ситуация не стала неожиданной, сказали в ГК «Автокомпонент», поскольку переговоры о согласовании нового уровня цен на поставляемую продукцию между заводом и АвтоВАЗом ведутся с октября прошлого года. Почему российский автогигант пошел на резкие действия, «ФедералПресс» спросил у автоэксперта Игоря Моржаретто:
«Это самый натуральный спор двух хозяйствующих субъектов. Никто из них не хочет расстаться. Задачи разорвать отношения и найти других партнеров не стоит ни для тех ни для других, потому что для нижегородского предприятия это крупнейший покупатель их продукции, для тольяттинского – очень удобный с точки зрения логистики, качества и цены поставщик. Это реальный спор за стоимость услуг. Одни хотят платить меньше, другие хотят получать больше. Одни говорят, что работают себе в убыток, другие говорят, что, если заплатят больше, конечная продукция будет стоить дороже, покупатель от них уйдет. В общем, нормальный спор, в который в России по традиции вовлекается еще и власть региональная, поднимается шумиха в СМИ. Я здесь особенной проблемы не вижу.
Еще раз говорю: ни та ни другая сторона не настроены на то, чтобы расстаться. Я задавал вопрос на АвтоВАЗе, мне сказали, что теоретически смотрят на других поставщиков, но этот нас устраивает.
Почему АвтоВАЗ пошел на приостановку? Элемент торга – включить тяжелую артиллерию. Я много раз был на китайском рынке, там принято торговаться, в какой-то момент надо сказать: «Все, ты меня не устраиваешь, я ухожу». Тебя ловят: «Вернись! Давай дальше договариваться». Это такой демонстрационный элемент торга. Тем более для завода никаких проблем остановить конвейер на день-два нет. Обычно он несколько раз в году останавливается для проведения регламентных и разных технических работ по обслуживанию оборудования. Наверняка они этим воспользовались. Никаких перебоев с поставкой машин никому нет. Я звонил и спрашивал, запас у дилеров на месяц есть, то есть они могли и больше стоять.
Я бы не стал говорить слово «шантаж», я бы сказал «торг». В конце концов все достигли компромисса.
Конечно, без региональных властей этот процесс затянулся. Тут быстрее среагировали».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин