Президент Владимир Путин приостановил действие договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности от 8 декабря 1987 года в связи с выходом из него США осенью 2018 года. О том, какие последствия может нести это решение и чем оно чревато, рассказал Олег Баксанский, профессор кафедры политологии РЭУ им Г. В. Плеханова:
«Можно выделить следующие аспекты. Во-первых, как наиболее часто сейчас пишут, это означает начало новой гонки вооружений, которая приведет к неподъемной нагрузке для экономики России. Но при этом следует принимать во внимание, что фактически гонка вооружений никогда и не прекращалась, просто разные страны вкладывали в нее различные средства – больше или меньше в зависимости от состояния экономики страны (мы сейчас не берем в расчет «лихие 90-е» для России).
И все мы с удовлетворением можем видеть реальное укрепление обороноспособности страны. Тот же театр военных действий в Сирии позволяет испытывать новые типы вооружений, что, конечно, не может не беспокоить нашего вероятного противника, если пользоваться привычной лексикой.
Во-вторых, не будем все-таки забывать, что ДРСМД был актуален для своего времени, да и отражал фактическое состояние военной техники того периода, а прошедшие 32 года привели к возникновению новых поколений вооружения, так что данный договор стал скорее архаикой.
Но, в-третьих, нельзя не обратить внимание на то, что односторонний выход из договора создает опасный прецедент, ибо может стать началом разрушения сложившейся и хорошо работающей до настоящего времени системы баланса сил в нашем сложном и изменчивом времени.
Один договор, другой, и возникает эффект домино, когда в результате может разрушиться вся система сдерживания и противовесов. В этом, с моей точки зрения, и заключается главная опасность ситуации, сложившейся вокруг ДРСМД. А в ситуации, когда появляются новые центры силы (или претендующие на это страны, например, Китай), могут последовать далеко идущие последствия. Недаром сегодня появляется много потенциальных горячих точек, которые могут стать реальными. Вспомним обострение ситуации с Ираном или конфликт между Индией и Пакистаном из-за спорных территорий, который опасен тем, что это конфликт между ядерным державами.
И прекращение ДРСМД может в определенной степени стать неким триггером, спусковым крючком, который приведет к неожиданным последствиям. И, конечно, не будем забывать, что и у России, и у США есть собственные геополитические интересы, которые они будут преследовать в различных точках земного шара, реализуя собственные замыслы...».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин