В России вновь требуют запретить сервис BlaBlaCar. На этот раз с инициативой выступило Общероссийское объединение пассажиров. По их мнению, к сервису нужно запретить доступ, поскольку под аккаунтами работают нелегальные перевозчики. Также в список запрещенных общественная организация предложила внести еще 229 сайтов. По мнению инициаторов запрета, у перевозчиков данных сервисов следует проверять документы и наличие лицензий. Предложение общественников Госдума рассмотрит осенью. Насколько реально закрытие таких сервисов, как BlaBlaCar, к чему это может привести и насколько серьезную угрозу представляют они, своим экспертным мнением с «ФедералПресс» поделился главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карэн Казарян:
«Начнем с того, что это фальшивые общественники: они представляют интересы перевозчиков и мимикрируют под организацию, представляющую интересы пассажиров. Ни о какой безопасности пассажиров они, естественно, не заботятся. В Госдуму уже был внесен в весеннюю сессию законопроект, регулирующий деятельность сервисов попутных перевозок, который, на мой взгляд, вполне сбалансирован. Законопроект позволяет легальным сервисам нормально работать и отсекает нелегальных перевозчиков. Более того, у нас и суды, и правительство РФ утверждали, что подобные сервисы имеют право на жизнь и запрещать они их не собираются.
Внесенный законопроект устанавливает требования к таким сервисам по идентификации водителей и пассажиров. За идентификацией как раз следует проверка количества перевозок, которые совершает тот или иной водитель, не является ли он коммерческим перевозчиком, фактически работающим нелегально.
Сам сервис борется периодически с аккаунтами, которые имеют признаки коммерческих перевозчиков, отключает их. Но по большому счету это вообще вопрос транспортного регулирования. У нас несбалансированное законодательство в плане разделения регулярных и нерегулярных перевозок. У нас невыгодно быть регулярным перевозчиком, если только ты не являешься каким-то квазирегиональным монополистом, аффилированным с автовокзалами. Зато очень выгодно заниматься перевозками по заказу, которые подстраиваются под регулярные перевозки, забирая пассажиров с автобусных остановок и удобных точек. Если мы хотим изменить ситуацию в принципе, нужно вообще реформировать отрасль. Вопросов там много, и в некоторых моментах нужны ужесточения, с другой стороны, серьезная либерализация законодательства. Пока этого не произойдет, любому регулярному перевозчику будут в довесок вешать 10 социальных маршрутов; при этом он, может быть, будет использовать только один автовокзал, чтобы забирать пассажиров, и все эти проблемы будут продолжаться».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин