Президент США Дональд Трамп заявил, что весь мир находится в состоянии рецессии. Между тем, все больше экономистов бьют тревогу, говоря о возможности наступления глобального экономического кризиса, указывая на различные признаки, например, идущее с прошлого года подорожание золота. О том, стоит ли ждать нового кризиса, который затронет и США, и Россию, чем он может быть вызван, «ФедералПресс» рассказал Алексей Коренев, аналитик ГК «Финам»:
«Вопрос корректней ставить не в плоскости «ждать или не ждать» - нулевых вероятностей в природе не существует вообще, а в плоскости – насколько вероятно в ближайшее время развитие мирового финансового кризиса, когда это может случиться, по какому сценарию развиваться, что послужит триггером,то естьспусковым крючком, и насколько долго этот кризис будет продолжаться.
Сама природа капиталистического производства и капиталистических товарно-денежных отношений предполагают цикличность экономических кризисов, –это так называемые «циклы Жюгляра» с характерным периодом в 7-11 лет. Так что даже уже по такому простому параметру ситуация, что называется, подошла к пороговой.
На самом деле существует еще ряд факторов, которые оказывают существенное влияние на возможность начала нового кризиса именно в текущих экономических условиях. Начиная от того, что предыдущие два кризиса 1998-го года (начавшийся в Азии и сильнейшим образом сказавшийся на России), и 2008-го года (вызванный проблемой «плохих кредитов» и неимоверным объемом ничем не обеспеченных ипотечных бумаг в США), были попросту «залиты деньгами», что и позволило достаточно быстро преодолеть наиболее острую фазу. Вполне вероятно, что в этот раз у ведущих центробанков мира попросту не получится «тушить огонь бензином», и вливание колоссальных объемов ликвидности лишь усугубит ситуацию.
Во-вторых, это политика протекционизма во внешней торговле, проводимая президентом Трампом. Введя повышенные пошлины в отношении большинства своих торговых партнеров, США создали ситуацию, когда мировая экономика начала замедляться (точнее – ускорила замедление, так как объективные предпосылки для начала замедления были и без торговых войн – сейчас лишь темпы замедления заметно ускорились).
И если Вашингтону и Пекину не удастся в ближайшие месяцы, если не недели, договориться об отмене анонсированных американцами новых пошлин, а Китай в ответ пойдет на управляемую девальвацию юаня, защищая своих экспортеров, то уже в скором времени обе ведущие экономики мира начнут терять примерно по 0,5 % своего ВВП только из-за проблемы торговых ограничений. В дальнейшем же мировой валовый продукт может снизить темпы своего расширения в куда большей степени.
Третий фактор – это спрос на энергоносители. В условиях замедляющейся мировой экономики, и, в первую очередь, китайской – а Поднебесная потребляет огромное количество ресурсов, включая и углеводороды, цены на нефть и газ могут начать снижаться уже в скором времени. В частности, как следует из пятничного августовского доклада ОПЕК, прогноз роста спроса на нефть в мире в 2019 году в очередной раз понижен – теперь на 40 тыс. баррелей в сутки – до 1,1 млн баррелей. При этом прогноз на 2020 год был сохранен ОПЕК на уровне 1,14 млн баррелей в сутки.
Есть еще ряд факторов влияющих на вероятность и сроки наступления нового экономического кризиса, среди которых крайне слабая динамика развития европейских государств и ЕС в целом, резкое ослабление валют развивающихся стран, да и общее замедление экономик «третьего мира», риски дальнейшей деглобализации мировой торговли, эскалация напряженности на Ближнем Востоке в целом и вокруг Ирана, в частности, негативное влияние налоговой реформы Трампа на бюджет США, накопившиеся проблемы с корпоративным долгом американских компаний (именно для того, чтобы отсрочить наступление кризиса ФРС США в ближайшее время будет просто вынужден перейти к циклу снижения ставок) и т.д.
Что в этот раз послужит «взмахом крыла бабочки», сказать трудно, но вероятней всего это будут именно торговые войны, влияние которых на динамику роста мировой экономики наиболее велико, а вот сама природа кризиса и его «болевые точки» могут оказаться самыми различными.
Причем, может получиться, что в разных странах они будут различными: например, в Китае – это резкое замедление национальной экономики и существенная девальвация юаня, в США – проблемы корпораций и слабость бюджета, в развивающихся странах – накопившиеся непосредственно в их экономиках проблемы, и т.д. Соответственно, и сроки выхода из острой фазы кризиса могут отличаться в разы. Так, если наиболее сильные экономики мира способны преодолеть стадию снижения и развернуться к росту в течение от полугода до полутора лет, то слабые экономики, такие, как российская, могут «зависнуть» в фазе стагнации на весьма продолжительный срок».
Фото: pxhere.com