Top.Mail.Ru
Энергетика
Москва
0

«Мы живем, под собою не чуя страны»

Алексей Мухин считает, что ситуация вокруг грязной нефти нуждается в скорейшем решении
Алексей Мухин считает, что ситуация вокруг грязной нефти нуждается в скорейшем решении

Взаимное уважение является основой грамотного бизнеса. Репутация вообще выстраивается годами, а теряется в один момент, когда, как говорится, Господь хочет наказать человека и отнимает у него разум, а люди, принимающие решения, начинают вести себя, мягко говоря, не вполне адекватно. Об этом рассуждает политолог Алексей Мухин.

«В нынешних непростых международных условиях в России «не до жиру». С 1 января 2020 года, то есть вот уже совсем скоро, российская нефть сорта Urals будет торговаться теперь с большим дисконтом по отношению к эталонной марке Brent и эксперты авторитетного Fitch это зафиксировали. В результате, как предсказывают эксперты, Россия может потерять порядка 500 млрд рублей налоговых поступлений. При этом, эффект дисконта может еще и сохраниться некоторое время, пока отрасль не адаптируется к новой форме работы.

Эксперты уже несколько раз упоминали о том, что в этих непростых условиях репутация России, как надежного поставщика, воистину «золотая» и очень дорого может обойтись ее даже частичная потеря.

При этом компания «Транснефть» по-прежнему планирует пустить 5 млн тонн загрязненной нефти в Европу, размешивая ее с чистой продукцией российских компаний. Уже не совсем важно, кто там виноват (хотя, постойте, это тоже очень важно!) в «загрязнении этого громадного объема – на кону стоит репутация не только отрасли, но и всей России.

И вот новостное агентство РНС публикует заявление советника президента компании «Транснефть» Игоря Демина с оценкой предложений Герхарда Шредера о необходимости усиления контроля за качеством нефти в системе магистральных трубопроводов. На минуту, речь идет о бывшем канцлере Германии и добром знакомом президента РФ, человеке, весьма опытном в разрешении международных проблем, в том числе и подобного свойства.

Так вот Игорь Демин, уважаемый, дает довольно нелицеприятную оценку этим предложениям – и по форме, и по содержанию. Мотивация менеджмента госкомпании ясна: их целью является, как мы поняли, фактическая монополизация пунктов приема «Транснефтью» и, при этом, «чтобы их оставили в покое».

Проблема этой самой «загрязненной» нефти, тем временем, уже вышла на международный уровень и решается, пока, конечно, не на повышенных тонах, но обмен письмами уже запущен, тревоги высказаны. Так, руководство Германии уже обратилось к российскому Минэнерго с обеспокоенностью по поводу огромных объемов загрязненной нефти на территории своей страны. Вот обращение Шредера к главе Правительства РФ Дмитрию Медведеву и отразило позицию европейских потребителей и содержало распространенные в отраслевой да и мировой практике предложения, которые направлены, кстати, в том числе, и на обеспечение энергобезопасности и снятии, хотя бы отчасти, репутационных рисков самой России, а также обеспечении интересов ее европейских партнеров.

При этом «Транснефть» пока не дает внятных ответов на принципиальные вопросы, касающиеся загрязненной нефти – кто виноват и что делать? На каких условиях будет поставляться, вместо качественной законтрактованной нефти, нефтяной суррогат, если процесс смешения все-таки будет запущен? Что сделано для того, чтобы в дальнейшем такие инциденты были исключены? Не попытается ли «Транснефть» переложить на добросовестных поставщиков вину за некачественное сырье?

Вопросы есть, а ответов пока нет. А вот попытка морально надавить на Герхарда Шредера присутствует, что, кстати, также станет частью репутационной проблемы страны на международной арене, где бывший канцлер Германии пользуется уважением. То есть, получается, что менеджмент «Транснефти», вместо решения проблем, еще и усугубляет ситуацию?
Комментарии Игоря Демина касаются и российских компаний, в частности, «Роснефти», которую он чуть ли не обвинил в поставке некачественного топлива, фактически игнорируя акты приема-сдачи сырья, подписанные, в том числе, и представителями самой «Транснефти», а также инициативу руководства «Роснефти» об ужесточении норматива содержания хлорорганики в ГОСТе и Техническом регламенте до уровня не выше 1 ppm. При этом, как утверждают эксперты, смешение сырья разных производителей нефти осуществляется «Транснефтью» единолично, в системе нефтепроводов, фактически, отсутствует банк качества, а потребители из трубы получают смесь, которая может не соответствовать качеству сданного первоначально продукта.

Отмечу, что «Транснефть», по данным из официального заявления той же «Роснефти», «публично уведомила на совещаниях в Минэнерго РФ, что намерена поставлять на НПЗ Центрального региона и в порт Приморск нефть с содержанием до 6 ppm. (Это означает, что экспортные поставки через морской терминал Приморск будут содержать запретительные характеристики для европейских НПЗ, что приведет к очередному удару по репутации России как надежного поставщика)».

Компания «Транснефть», таким образом, фактически признала, что продолжит смешение с неизменным снижением качества российской нефти, поставляемой на экспорт, искусственно ухудшая качество сырья со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде санкций в адрес российских компаний со стороны европейских клиентов.

Вместо того, чтобы искать консенсус, договариваться, решать проблемы, «Транснефть», простите, пытается третировать тех, кто подсказывает ей выход из ситуации. Какой-то странный бизнес получается.

В результате часть российских компаний вынуждена предпринимать свои собственные меры предотвращения имиджевых рисков. В частности, «Роснефть» привлекла международных сюрвейеров, осуществляющих независимый контроль качества нефти и, как я понял, будет отстаивать свою репутацию в профессиональном сообществе очень серьезно

Тем временем та же Польша приступила к строительству альтернативного российскому маршрута доставки нефти и в отрасли уже обсуждается возможность расширения маршрутов через средиземноморские порты. Германия, как понятно, также будет предпринимать свои меры предотвращения нанесения ущерба своим высокотехнологичным мощностям приемки российской нефти.

Ситуация «аховая» можно сказать и разрешать ее необходимо скорейшим образом, а не агрессивно атаковать своих критиков, кстати, справедливо указывающих на недостатки работы транспортного монополиста».

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.