Top.Mail.Ru
Политика
Свердловская область
0

«Корниенко был меньше всех виноват в пыточных скандалах»

Геннадий Корниенко
Геннадий Корниенко

Ушел в отставку глава ФСИН Геннадий Корниенко, возглавлявший ведомство семь лет. Поводом стало достижение предельного возраста, но СМИ ожидают замены всего руководства федеральной службы: вероятнее всего, новым руководителем станет выходец из ФСБ. Одной из причин может быть огромное количество скандалов с пытками и насилием в местах лишения свободы. О том, как Корниенко безуспешно пытался остановить волну кровавых расправ и почему его преемник может остановить реформы, «ФедералПресс» рассказал член совета по правам человека при президенте Игорь Каляпин:

«Наверное, отставка Корниенко могла быть связана и со скандалами, другое дело, что Корниенко меньше всех в них виноват. Все-таки его команда пыталась, хоть и не очень эффективно, реформировать ФСИН. Получилось у нее не очень удачно, но я боюсь, что новый глава ФСИН, если он придет со стороны, а слухи ходят, что это действительно так, даже попыток реформирования ведомства больше предпринимать не будет. Мы получим консервацию той ситуации, которая есть, а то и ухудшение.

Система очень консервативная, очень сложно реформируемая в силу целого ряда родовых уродств. Она создавалась вовсе не для исправления и даже не для отбытия наказания, она создавалась как часть советской экономики. Она создавалась, чтобы каналы на Севере строить и лес валить.

Я достаточно общался с первым заместителем Корниенко, генералом [Анатолием] Рудым. Он считает, что система взаимоотношений между администрацией колоний и заключенным, та психология, которая там есть, та субкультура – не только субкультура осужденных, но и привычки, неписаные правила надзирателей – это ненормально. Он считает, что систему нужно гуманизировать, но не только и не столько за счет введения новых правил, законов, приказов, сколько за счет постепенной замены кадрового состава, обучения сотрудников, построения другой системы взаимоотношений. Он всегда как ЧП воспринимает любой случай насилия.

Другое дело, что мы с ним расходимся в методах лечения: я всегда считал, что в полиции и ФСИН за каждым преступлением должно следовать наказание, соответствующее закону, если это не просто жестокое обращение, а преступно жестокое обращение. А Рудый считает, что это слишком распространенное явление и нельзя всех пересажать. Но для того, чтобы менять людей, нужно менять условия, иначе нормальные люди туда не пойдут. В общем, понимание проблемы у Рудого есть, хотя слухи ходят, что он уйдет вслед за Корниенко.

У Корниенко с Рудым получалось плохо, но в том, что мы стали больше знать про все безобразия, тоже есть их заслуга. Я очень хорошо помню слова, которые сказал Корниенко после скандала в ярославской колонии. Он сказал: а все-таки наша концепция о том, что нужно все конвойные нашпиговать камерами, сработала. Корниенко, конечно, не радовался тому, что такой залет произошел, он понимал, что все это ударит по ФСИН и прежде всего по ее руководству, но в той ситуации у него возникла такая мысль. И они настаивали на том, чтобы средств видеофиксации стало на порядок больше.

Те люди, которые могут туда прийти из каких-то других ведомств, скорее всего, будут настроены гораздо менее гуманно, гораздо менее реформаторски. Я знаю, какие ведомства в значительной мере вычистили всех эффективных правозащитников из ОНК, – поверьте, не руководство ФСИН этим занималось, а другие люди. Они просто так понимают свою функцию и благо страны. Это не интересы какого-то ведомства, тут не надо искать меркантильный интерес. Они так понимают взаимоотношения государства и людей, которые совершили преступление: попав в тюрьму, осужденный – тварь дрожащая, а любой сотрудник администрации для него – бог, царь и воинский начальник».

Фото: ФСИН

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.