Китай уже несколько лет работает над развитием гражданской авиации, пессимисты считают, что со временем он захватит мировой рынок авиационного титана. О том, в чем преимущества китайской промышленности и что нужно делать, чтобы не уступить ей в будущем, газете «Новатор» рассказал гендиректор уральской титановой корпорации ВСМПО-АВИСМА Михаил Воеводин:
«Про китайское чудо, на мой взгляд, несколько преувеличивают. И бояться китайцев нам не стоит. Но стоит всегда помнить об их желании попасть на авиационный рынок титана. Ни сегодня и ни завтра они туда не придут. Но нет сомнений в том, что это случится послезавтра. Китайцы – нация с неограниченным людским ресурсом, с неограниченным финансовым ресурсом и эффективным целеполаганием.
Самая ближайшая цель китайских титанщиков – не мировое, а свое национальное авиастроение. Китай начинает строить гражданские самолеты. Пример – С-919. Это проект, в котором пока ВСМПО участвует как поставщик титана. Я уверен, что китайцы доведут эту машину до ума, и на китайских авиалиниях будут использовать его.
И вполне логично, что Китай, доведя свой титан до авиационного уровня для себя, захочет его экспортировать и начнет конкурировать с нами. И мы проиграем в этой конкурентной борьбе! Проиграем, если не будем развиваться: увеличивать мощности, создавать новые технологии, проводить модернизацию процессов и оборудования, повышать эффективность труда, сокращать затраты и, как минимум, поддерживать нынешнюю, а лучше увеличивать свою долю на мировом рынке.
Но у нас ведь и сегодня много конкурентов. Это американцы, европейцы, японцы. Но мы же выдерживаем! Выдержим и китайцев, но только при выполнении условий, которые я уже перечислил».
Фото: Ken Chen, CC-BY-SA-4.0