В Госдуме предложили включить Крым в число регионов, которые постепенно переводят с бензина на газ в рамках федеральной программы. Аргументы в пользу этого решения у депутатов такие: цена на газ в два раза ниже, чем на жидкое топливо, а при этом вредных выбросов в атмосферу меньше. Параллельно появилась информация о том, что «Черноморнефтегаз» добыл рекордное количество газа за всю историю. О сложностях перехода рассказал глава Ассоциации грузовых перевозчиков и экспедиторов Крыма, экс-министр транспорта республики Анатолий Цуркин:
«Это программа уже реализуется в нескольких субъектах России, так что Крым не станет пилотным регионом в этом плане. Кроме того, сегодня успешно работает программа по приобретению автотранспорта, который работает на газомоторном топливе. Автобусы ЛиАЗы, которые мы видим на улицах городов, были закуплены через государственную лизинговую компанию.
В рамках этой программы проводилось и строительство газозаправочных станций в Крыму. Но автобусы были закуплены, а станции так и не построили в нужном количестве – несколько лет назад была проблема с объемами газа в регионе, его не хватало. В итоге построили две-три заправки под Симферополем, две-три под Севастополем и одну в Керчи. Поэтому возникает сложность с заправкой автобусов метаном. Сжиженный газ пропан довольно распространен, в отличие от метана, находящегося под давлением, и им можно заправиться на обычных заправках. А вот закупленные ЛиАЗы работают именно на метане, который более дешевый. В итоге в Чистеньком по вечерам выстраивается целая очередь автобусов на заправке. Сейчас проведен газопровод по дну Керченского пролива, и вопрос с объемом газа решен.
Чтобы стимулировать переход с бензина на газ, нужно, во-первых, развитие сети заправочных станций газомоторного топлива – скорее всего, это будет делаться в рамках государственно-частного партнерства. Во-вторых, необходимо побуждать экономически коммерческие структуры закупать транспорт, работающий на газу. Сегодня уже существуют довольно большие скидки от Министерства промышленности и торговли России на закупку такой техники российского производства. Например, в среднем КамАЗ стоит порядка пяти миллионов рублей, а Минпромторг компенсирует на каждую единицу, на которой устанавливается система газомоторного топлива, порядка 500 тысяч рублей – довольно серьезная сумма. Если это будет сосредоточено на Республике Крым, то появится большее количество предложений в рамках региона на эту технику. Это серьезные экономические преимущества. Но пока нет достаточного количества газовых заправок, закупать такой транспорт нецелесообразно.
А что касается экологии, то метан более экологичный, чем бензин. Он выделяет меньше вредных примесей и окисей, чем когда сгорает бензин. Так что это однозначный плюс».
Фото: ФедералПресс / Оксана Порицкая.