Нацпроекты
  1. Нацпроекты
Нацпроекты
Иркутская область
0

«Вместо нормальной работы по нацпроектам правительство занимается очередной имитацией и перекладывает все на регионы»

Накануне президент Российской Федерации Владимир Путин дал поручения соответствующим ведомствам обратить внимание на освоение средств, выделенных на реализацию нацпроектов. Глава государства заявил, что все направленные деньги не только должны дойти до регионов, но и быть эффективно использованы. Что субъекты Федерации приобретут, а что потеряют в ходе реализации нацпроектов? Экспертным мнением с «ФедералПресс» поделился депутат ГД РФ от Иркутской области, член думского комитета по бюджету и налогам Михаил Щапов:

«Начать следует с того, что еще в марте Госдума подняла вопрос и направила поручение главе правительства РФ о том, что нацпроекты своевременно не финансируются. Был предложен ряд мер, направленных на упрощение исполнения нацпроектов. В том числе меры, связанные с модернизацией госзакупок по 44-ФЗ. Это необходимо для того, чтобы регионы успевали своевременно проводить аукционы и конкурсы, необходимые при реализации нацпроектов.

Еще один очень важный вопрос – доведение необходимых средств до регионов. Если они приходят поздно, то под угрозой сроки реализации нацпроектов. А это уже недоработка со стороны правительства РФ, которое не предусмотрело данной проблемы.

Здесь можно выделить две причины. Первая – общая и слабая дееспособность правительства РФ. Оно до сих пор ничего не может сделать с тем, чтобы экономика страны не погружалась в стагнацию. Прорывных идей по выходу из нынешнего состояния экономики тоже не было предложено. Идеи в феврале озвучил президент, но, чтобы их исполнять, нужны другие люди, более деятельные и жесткие в своих решениях.

Имеет место и системная проблема. Она связана с тем, что проекты готовились в спешке. Очень много было недоработок. Мы все это видели во время бюджетного процесса в конце прошлого года. У большинства нацпроектов не было нормальной разверстки расходов, даже когда мы принимали бюджет в третьем чтении. Многие статьи расходов уточнялись в начале года. Как собрали нацпроекты, как спланировали, так они и запустились. С трудом и большим процентом неисполнения.

На конец мая в регионы поступило только 13 % от необходимого финансирования. По факту это означает, что остальные средства не будут освоены в этом году. Что и подтверждает сейчас Счетная палата РФ. В первой половине года ответственность за это хотели переложить на регионы – они якобы не торопятся с освоением средств. Но уже тогда было понятно, что субъекты Федерации осваивают деньги в соответствии с разработанными на федеральном уровне процедурами и правилами. Даже если регионы захотят, быстрее они работать не смогут. Нужно было еще в конце 2018 года понимать, что система неповоротлива и быстро запустить нацпроекты не удастся. На 1 сентября исполнение по многим нацпроектам было ниже 50 %. А «Цифровая экономика», например, была исполнена всего на 13 %. На данный момент федеральное правительство фактически признало ответственность за провалы в финансировании нацпроектов в этом году. Осталось, чтобы чиновники провели соответствующую работу над ошибками.

Теперь про то, получат ли регионы больше средств. К сожалению, объем дополнительных средств невелик. По сути нацпроекты – это не дополнительные деньги, а переформатирование уже имеющихся расходов под новые цели и для более высокой эффективности. В основе нацпроектов лежат те же госпрограммы, что были и раньше, просто по-другому переупакованные и получившие название «национальный проект». В нацпроектах важны не дополнительные расходы, а новая структура этих расходов. Теперь есть более конкретные цели и задачи, есть ответственные на уровне не ниже министра, есть числовые показатели, по которым можно отслеживать достижение результата.

Отдельно нужно сказать, что вся дополнительная поддержка для регионов в 2020 году по большей части состоит из средств, не освоенных в 2019 году. Реальный прирост по сравнению с 2019 годом несущественен. Почти треть поддержки регионов в 2020 году будет оформлена в виде нацпроектов. То есть деньги просто перераспределят на нужды нацпроектов. И в 2020–2021 годах прирост не планируется.

Что это значит для регионов? В лучшем случае обычную имитацию: деньги и так заложены, просто теперь они проходят под громким названием «национальный проект». Вряд ли президент ожидал такого исполнения, когда подписывал указ в мае 2018 года.

В худшем случае на регионы повесят дополнительные обязательства. А те, которые были за пределами нацпроектов, с них никто не снимет, но денег на них будет выделено значительно меньше. То есть регионам придется финансировать исполнение обязательств из своих средств. Значит, снова будут дефициты, снова долги, снижение инвестиций в региональную экономику.

На мой взгляд, есть два варианта выхода из этой ситуации. Или федеральный центр отдает регионам дополнительные источники доходов, или дает деньги на нацпроекты сверх уже существующего объема поддержки. Без этих мер мы видим, что готовность бюджетов регионов к реализации национальных проектов близка к нулю. У нас есть территории, где исполнение прошлых майских указов на уровне 40 %. И это было достигнуто ценой чудовищного роста госдолга.

Сейчас у регионов просто нет ресурсов экономики, чтобы брать на себя новую финансовую нагрузку. Для примера: прирост налоговых доходов регионов с 2014 по 2018 год составил 40 %, рост экономики – 2,4 %. То есть все эти годы весь прирост обеспечивался за счет более качественной работы ФНС, он не обеспечен экономическим развитием.

Федеральный центр, конечно, обещает на 95 % финансировать нацпроекты в регионах, но запускает процесс очень неспешно. Пока процент софинансирования со стороны регионов держится на уровне 30–40 %».

Фото: government.ru

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Версия для печати