Отечественное авиастроение происходят серьезные изменения, призванные дать ему толчок для качественного и количественного роста на долгосрочную перспективу. О том, какие подвижки стали заметны в нем в 2019 году и чем они были вызваны «ФедералПресс» рассказал Алексей Калачев, аналитик ГК «Финам»:
«Подвижки в авиастроении в уходящем году произошли сразу по нескольким принципиальным направлениям. Во-первых, на разной стадии готовности к серийному производству был представлен целый ряд новых моделей авиационной техники, удовлетворяющих потребностям рынка, подтвержденным заказами. Во-вторых, за счет разработки отечественных агрегатов и компонентов удалось снизить зависимость от зарубежных поставщиков. Прежде всего это качается авиационных двигателей, а также производства композиционных материалов, зависимость от которых была особенно велика. В-третьих, инвестиции в создание новой летной техники обеспечили модернизацию конструкторских бюро и авиационных заводов. И, наконец, все это вместе способствовало возрождению, сохранению и развитию отраслевых компетенций, инженерных и конструкторских кадров.
Даже неудачи с Sukhoi SuperJet-100, получивших отказы от ряда зарубежных перевозчиков, должны способствовать развитию проекта: уже обсуждается ребрендинг модели, планируются инвестиции то, чтобы заменить импортные двигатели отечественными и создать систему послепродажного сопровождения и обслуживания.
Новый российский среднемагистральный самолет МС-21 стал ближе к началу серийного выпуска несмотря на действующие в отношении отрасли санкции: крыло самолета теперь планируется делать из отечественных композитных материалов, а в качестве двигателя использовать вместо американского PW1400G специально разработанный для этого самолета российский ПД-14. На МС-21 уже имеется авансированный предзаказ от «Аэрофлота» в количестве 157 единиц лет, что обеспечит Иркутский авиационный завод работой на несколько лет.
Также в следующем году начнется массовый выпуск для Военно-космических сил России истребителя 5-го поколения Су-57 с элементами радиолокационой защиты (технологии «Стелс»). Несмотря на то, что вопреки ожиданиям в этом году не удалось передать военным первую серийную машину – она потерпела крушение в ходе летных испытаний, в следующем году Министерство обороны России ожидает от производителей получить значительную часть от заказанных им 57 самолетов.
Авторитетные позиции удерживают российские вертолетостроители. Отечественная надежная вертолетная техника широко используется и в армии, и в гражданских отраслях, и поставляется на экспорт. Отечественное вертолетостроение не стоит на месте, ограничиваясь выпуском проверенных временем машин. Происходит модернизация зарекомендовавших себя моделей с использование новейших технологий, а также рынку предлагаются новые разработки. Вот несколько событий уходящего года.
На Международном военно-техническом форуме «Армия-2019» Министерство обороны России заключило контракт на поставку в войска до 2028 года 98 глубоко модернизированных ударных вертолетов Ми-28НМ.
На Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2019 свою первую летную программу показал новейший многофункциональный вертолет Ка-62. В следующем году планируется начать его серийное производство.
Также на МАКСе, а в последствии на международном авиасалоне Dubai Airshow был представлен новейший гражданский вертолет Ми-38 с повышенными летными характеристиками.
Все большую популярность получает казанский легкий многоцелевой вертолет «Ансат». Он не только с успехом провел демонстрации на целом ряде международных авиасалонов в Европе и Азии, но уже активно эксплуатируется в санитарной авиации. В этом году «Ансат» получил сертификацию в Китае. Китайских покупателей заинтересовали машины, выполненные в медицинской модификации. Часть из них предназначается для Центра экстренного реагирования и спасения Китая. Казанским вертолетостроителям удалось создать конкурентоспособную машину, приспособленную для оказания экстренной медицинской помощи в труднодоступных для обычной техники районах. В перспективе планируется сертифицировать «Ансат» также в Пакистане, Мексике, Колумбии и Бразилии.
Таким образом, можно констатировать, что авиастроительная промышленность в уходящем году заложила важные основы, которые уже в ближайшем будущем должны начать давать отдачу и вывести отрасль на новый уровень развития».
Фото: kremlin.ru