На днях общественная палата Москвы утвердила несколько предложений по изменению федерального избирательного законодательства. Например, предлагается разрешить собирать подписи в поддержку кандидатов на сайте госуслуг, снизить порог количества подписей, необходимых для их регистрации. Кроме того, речь идет о росте лимита избыточных подписей, более открытой графологической экспертизе и предоставлении кандидатам возможности «доносить» документы позже. О плюсах и минусах предложений, а также возможности их реализации «ФедералПресс» рассказал политолог Дмитрий Журавлев:
«Многие федеральные эксперты, политтехнологи сейчас выступают за смягчение избирательного законодательства, особенно против муниципального фильтра. Правда, я отношусь к числу тех, кто сомневается, что он однозначно плох. Важно, чтобы политики наконец поняли, что они в стране живут не одни, – вот для чего нужен муниципальный фильтр. Правда (здесь критики муниципального фильтра правы), он не очень хорошо пока эту функцию исполняет, но что-то делать все равно нужно.
Конечно, можно либерализировать сбор подписей, но в противовес этому нужно на порядок ужесточить графологическую экспертизу. Пусть она будет открытой, пусть проводится в присутствии кандидата, пожалуйста, но должна быть на порядок жестче. Зачем в свое время ужесточали процедуру? Затем, что кандидаты совершенно обнаглели: они не собирали подписи избирателей, а бланки за деньги заполняли студенты. Я помню этот этап в конце 90-х, когда подписи просто покупались, причем покупались даже не у тех, кто действительно их мог поставить, а у определенных компаний, которые просто поставили подделку подписей на поток. Я не против того, чтобы кандидаты собирали меньше подписей, не против того, чтобы это делалось через сайт госуслуг, но тогда должна быть гарантия, что это реальные подписи реальных людей, что тысячи голосов кандидатам не накрутила какая-нибудь программа.
Я также не против того, что документы можно будет «доносить» позже, но здесь очень важен вопрос процедуры. Понимаете, во что это может вылиться при непродуманности процесса? Какой-нибудь Навальный не соберет документы, получит корочку кандидата, а когда к нему придут и напомнят, что он их так и не собрал, тот заявит, что его политически мучают, что режим решил на нем отыграться. Если слова о том, что документы можно донести потом, означают, что и удостоверения кандидата получаешь потом, то можно подумать об этом.
Что касается готовности властей к таким переменам, то общественная палата Москвы согласовывает свою позицию с мэрией столицы, а не с администрацией президента. Здесь важно, дойдет ли эта инициатива до Общественной палаты России. Если дойдет до нее, если будет проведен круглый стол, где ее члены выскажут некое направление мысли, то, скорее всего, оно будет согласовано с большой властью и может быть реализовано. Давайте подождем реакции Общественной палаты России на эти предложения – думаю, она последует».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин