Пакет поправок в Конституцию России президент Владимир Путин внес в Госдуму днем 20 января. Между тем известно, что рабочая группа по формированию изменений была создана лишь 15 января. С чем связано столь быстрое желание поменять основной закон страны? Об этом «ФедералПресс» рассказал политолог Максим Жаров.
«Столь сильная спешка связана с совсем небезосновательными опасениями насчет полной дестабилизации системы государственной власти в России в результате трансформации, которая только-только началась. Я думаю, что первоначально торопиться никто не собирался, но возникла ситуация с отставкой правительства, причем явно не запланированно.
Думаю, что Владимир Путин, когда готовил эти предложения по поправкам в Конституцию и оглашал их в послании Федеральному Собранию, не предполагал сразу отправлять действующее правительство в отставку. И в процессе консультаций по новому составу правительства выяснилось, что элиты на самом деле горят желанием переделить власть полностью. В первые дни ходили разговоры о том, что нужно назначить новых руководителей госкорпораций, вообще перетрясти всю систему, как она обычно перетряхивается после президентских выборов. Поэтому было решено не делать никакого длительного обсуждения поправок, а быстро эти поправки внести и быстро их утвердить, чтобы не дестабилизировать систему власти в России.
Досрочные парламентские выборы, на мой взгляд, сейчас бессмысленны, потому что те новые партийные проекты, которые Администрация президента готовит, только еще запускаются. Проведение досрочных выборов в этом году в штатной действующей конфигурации партийной системы с ослабленной «Единой Россией» без какой-либо серьезной ее модернизации грозит тем, что парламентская оппозиция усилит свое влияние на Госдуму. Поэтому досрочные парламентские выборы проводить не нужно и даже опасно.
Россия настолько сложная и исключительная страна, что ни белорусский, ни казахстанский сценарий нам не подходит. У нас свой сценарий. Что касается каких-либо перспектив объединения с Белоруссией, то позиция действующего президента Александра Лукашенко такова, что при нем никакого объединения с Россией не будет. К тому же, в Белоруссии сейчас не просматривается пророссийских политиков, которые за идею союзного государства готовы ложиться костьми и бороться на выборах. Я думаю, что и после Лукашенко идея такой интеграции России и Белоруссии в лучшем случае будет проектом на бумаге. Поэтому не стоит даже теоретически включать объединение с Белоруссией включать в один сценариев транзита власти у нас в стране».
Фото: ФедералПресс / Дмитрий Барков