Во время совместного расширенного заседания президиума Госсовета и Совета при Президенте по науке и образованию, которое Президент провел в Большом Кремлевском дворце 6 февраля, губернатор Новосибирской области Андрей Травников озвучил новые инициативы, предложенные экспертами рабочей группы «Образование и наука». Первое из них связано с повышением роли и влияния субъектов на развитие научного и образовательного потенциала, федеральных учреждений, расположенных на территории субъектов РФ. «Регионы действительно не могут напрямую финансировать научную деятельность федеральных организаций, расположенных на их территории. Некоторые механизмы, которые мы сейчас используем для этого, действительно, так скажем, неоднозначны. Поэтому мы предложили дополнительно закрепить на законодательном уровне полномочия субъектов в области научной, научно-технической и образовательной деятельности», – сказал Травников. Комментирует Елена Бабкина, доцент кафедры государственного и муниципального управления РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Предложения закрепить на законодательном уровне полномочия субъектов Российской Федерации в области научной, научно-технической и образовательной деятельности должны быть подкреплены мерами по финансовому обеспечению таких полномочий.
На госсовете высказывалась мысль о возможности регионов участвовать в прямом финансировании выполняемых в их интересах научных исследований. Создание спроса на научные исследования и их результаты – ключевой момент развития науки и создание своеобразного регионального заказа на них может значительно продвинуть решение данной задачи. Отдельные элементы такой системы финансирования уже давно реализуются – например, региональный гранты Российского фонда фундаментальных исследования, софинансируемые правительствами субъектов РФ.
В обсуждении также указывалось, что университеты должны стать более гибкими в построении траекторий обучения, давая возможность студентам индивидуализировать процесс обучения. Необходимо отметить, что реализация такого подхода потребует пересмотра нормативной базы, поскольку в настоящее время университеты достаточно жестко ограничены образовательными стандартами в сфере организации учебного процесса.
Говорилось также и о необходимости привлечения практиков в вузы. Данное положение уже закреплено в образовательных стандартах, которые содержат минимально необходимые цифры участия практиков в реализации образовательных программ. Однако не всегда специалисты из реального сектора охотно идут в образовательные организации. Для расширения их присутствия в университетах необходимо предлагать конкурентную оплату труда.
Фото: Евгений Поторочин