В Государственной думе предложили рассчитывать размер штрафов за нарушение правил исходя из стоимости автомобиля. Данную инициативу предложил зампред комитета по транспорту Александр Старовойтов. В частности, он уверен, что рассчитывать размер штрафа по коэффициенту вполне логично и это принесет свои плоды. Однако не участится ли после введения данного законопроекта число автоподстав на дороге? Экспертным мнением о том, примет ли общество очередной законопроект, с «ФедералПресс» поделился шеф-тренер экспертного центра «Движение без опасности» Владимир Бахарев:
«Предложение рассчитывать размер штрафа исходя из стоимости автомобиля меня несколько удивило. Я считаю, что стоимость нарушений должна отражать ту степень риска, которую допускает человек при управлении автомобилем. Само транспортное средство – лишь инструмент этого нарушения, а не источник. Вряд ли будут пересмотрены штрафы для более бюджетных марок автомобилей, но они будут существенно пересмотрены для более дорогих, если, конечно, это свершится. Сложно пока ответить, насколько эффективен будет данный законопроект; надо понимать, как чиновники собираются градировать автомобили исходя из стоимости. Надо сказать, что дорогие автомобили уже сами по себе облагаются различными налогами, и это будет дополнительная нагрузка на людей.
Насчет всевозможных автоподстав могу сказать, что может получиться как в поговорке «Голь на выдумку хитра». Наверняка люди будут искать возможные варианты снижения собственных затрат. Это логично, поскольку любое действие рождает противодействие и существует определенный порог, за которым человек не способен или не готов платить высокие штрафы и ищет способы ухода от них. Я испытал ужас, когда однажды на автозаправке под Тверью на прилавке увидел баллончик с грязью. Это не шутка! Я спросил продавца, зачем продавать грязь в баллончике, когда можно выйти на улицу и получить ее бесплатно в любом количестве. Ответ меня шокировал: «Удобно забрызгивать номера». Понятно, что любое действие будет рождать противодействие, какое – покажет время.
Если говорить о том, к чему влечет разработка дополнительных законопроектов об усилении штрафных санкций по отношению к автомобилистам, то могу сказать следующее. Недавно я разговаривал с британским коллегой и могу сказать, что то, что происходит у нас в России, – скорее однобокое решение. Метод одного кнута рождает недовольство в обществе. У нас никак не задействован метод пряника. С точки зрения мотивации водителей, безусловно, быстрая мера, позволяющая привести к скорым результатам. Однако данная мера не работает как мотиватор для водителей. Есть более богатые люди, которые нарушают ПДД и не боятся этого делать. Есть опыт: водителям, которые проездили определенное время, не совершили аварий и не нарушили правила, предоставляют значимые скидки, к примеру, на автострахование. Эта часть не задействована никак у нас. Нет системы мотивации водителей. К примеру, в европейских странах людей, которые имеют множество нарушений, отправляют на дополнительное обучение. Эта мера не всегда эффективна, но с точки зрения мотивации дает, думаю, значимый результат. Я сейчас говорю о том, что у нас система однобока».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин