Сбербанк смоделировать три возможных потенциальных сценария развития экономического кризиса в России на фоне распространения коронавируса. Председатель правления кредитного учреждения Герман Греф отметил, что при самом жестком сценарии банк не пробьет нормативы ЦБ по капиталу и переживет кризис без посторонней поддержки. Самый стрессовый сценарий – это падение цен на нефть до 20 долларов за баррель и доллар по 100 рублей. Кроме того, возможны макроэкономические сдвиги: временные разрывы производственных цепочек и частичную остановку работы предприятий. Комментирует Дмитрий Иваночек, основатель CRM – сервиса для предпринимателей brizo.ru:
«Не хочу нагнетать и без того неспокойную обстановку, но самый худший вариант, озвученный Грефом, вполне вероятен. Связка «нефть-рубль» очевидна. Цены на нефть упали и будут падать дальше. Рубль тоже стремительно теряет вес, зарабатывает статус одной из самых волатильных валют мира: с начала года он потерял к доллару больше 17%. Если это умножить на ситуацию с коронавирусом, то «самый худший сценарий» Сбербанка может оказаться не самым тяжелым.
Такой сценарий не может не сказаться на бизнесе. Туристический рынок обвалится еще сильнее. Причем, я говорю не только про международный туризм, но и про внутренний, в том числе деловой. Там объемы продаж уже упали на 25%, отменено 45% брони. Эти цифры растут быстро: за 5 дней – в 2,5 раза.
В принципе, пострадают все компании, работающие в тесной привязке к курсу. Россияне включают режим экономии и тратят меньше. Кроме практически оптовых закупок продуктов и средств гигиены, россиян интересует, как они будут дома пережидать карантин, поэтому подписка на онлайн-кинотеатры уже увеличилась на 211%, настольных игр – на 80% (и это только Ozon). Поэтому бизнес, связанный с домашним досугом в относительной безопасности, а те, кто занимается, допустим, поставкой дорогостоящих товаров вроде массажных кресел – в опасности. Люди сейчас их не покупают.
И таким компаниям, малому и среднему бизнесу, нужна сейчас помощь не меньше, чем крупным предприятиям, которым обещал помочь Сбербанк. Понятно, что банк помогает крупным игрокам, понимая, что они кризис преодолеют и на выходе сохранят лояльность. А вот выживет ли барбершоп – вопрос. Но такого бизнеса много, и поддержать его нужно, на мой взгляд.
Но пока малый и средний бизнес уповает на поддержку правительства и понимание банков, им самим нужно предпринять некоторые шаги. Во-первых, задуматься о максимально возможном сокращении издержек, заморозить все, что не дает прибыль. Во-вторых, сфокусироваться на текущем клиенте и коммуникации с ним, в том числе поставить CRM-систему для более эффективного управления продажами».
Фото: pxhere.com.
«Черный понедельник»: обвал нефти и рубля