Подписанный Президентом закон о дополнительных полномочиях правительства РФ на фоне коронавируса предполагает введение моратория на банкротство. На время действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, приостанавливается течение сроков, обязывающих должника обратиться с заявлением о банкротстве, не начисляются подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, не допускается обращение взыскания на заложенное имущество, в том числе во внесудебном порядке, приостанавливается исполнительное производство. Комментирует Дмитрий Концедалов, юрист, налоговый консультант, управляющий партнер юридической фирмы «Suit & Case»:
«
Итак, у нас есть закон о «банкротном моратории». Что важно понимать бизнесу и гражданам в связи с этим.
Правовая база под «банкротный мораторий» в эти дни еще продолжает создаваться. Закон не вводит мораторий прямо сейчас, а только очерчивает допустимые рамки его реализации. Когда мораторий начнется, как долго продлится и на кого будет распространяться – решит правительство.
Мораторий – не для всех, а только для тех, кто пострадал от сложившейся ситуации. Такова логика закона. Кто пострадал – также решит правительство. Специальная правительственная комиссия ранее уже утвердила перечень наиболее пострадавших отраслей для целей оказания первоочередной адресной поддержки: автоперевозки, физкультура и спорт, сфера туризма, индустрия HoReCa, бытовые услуги населению и т.п. (всего 22 отрасли по Информации Минэкономразвития России от 27.03.2020). Ожидаю, что на эти отрасли распространится и «банкротный мораторий».
Распространится ли мораторий на прочих представителей малого и среднего бизнеса (не вошедших в перечень), а также на физических лиц – под вопросом. Формально закон этого не запрещает. Поэтому рекомендация только одна – ждем нормативного акта правительства.
Тем не менее, бизнесу необходимо уже сейчас иметь внятный план действий на случай введения моратория. Я бы рекомендовал кредиторам использовать эту «банкротную паузу» для того, чтобы быть максимально эффективными после отмены моратория. Разберитесь в отношениях с вашими дебиторами. Просудите долги, если еще не сделали этого, попробуйте добиться принятия обеспечительных мер в отношении имущества должников. Тревожный фактор: запрет на подачу заявлений о взыскании долгов и штрафных санкций в период моратория в обращении президента тоже прозвучал. Но в подписанном законе отражения не нашел. Надеюсь, что этот запрет не будет реализован. Иначе под вопросом может оказаться стабильность делового оборота. Должникам же нужно учесть следующее. Будут признаваться ничтожными сделки по отчуждению имущества и принятию обязательств на сумму более 1% от стоимости ваших активов, если они совершены в период действия моратория. Поэтому вместо конструирования схем по выводу имущества из конкурсной массы рекомендую сконцентрироваться на эффективности вашей деятельности и сохранении платежеспособности.
Беспокоит не столько сам мораторий, сколько выход из него. Мораторий когда-то закончится. Во время моратория суды не будут принимать новых заявлений о банкротстве. То есть новых «юридических» банкротов, признанных таковыми судом, в этот период не будет. Фактических же банкротов, не способных рассчитаться по долгам, будет предостаточно. И судебной системе придется как-то «переваривать» всю эту массу новых банкротных дел после отмены моратория».
Фото: nalog.ru
Пандемия коронавируса