Минфин остается единственным ведомством, которое не поддержало идею Минстроя и депутатов Госдумы, предложивших в условиях пандемии COVID-19 снизить долю расходов граждан на оплату коммунальных услуг в общем доходе семьи с 22% до 15%. Не приведет ли это к тому. что люди вообще перестанут платить за коммуналку? Об этом рассказали эксперты Института экономики естественных монополий РАНХиГС Василий Кузнецов, Оксана Мозговая, Борис Файн и Дмитрий Агафонов:
«Предложение по снижению доли расходов в совокупном доходе семьи на оплату коммунальных услуг в сложившейся действительности может показаться обоснованным: растет уровень безработицы, благосостояние некоторых групп граждан снижается. При этом поставщики коммунальных услуг отмечают рост неплатежей. Однако, эту инициативу нельзя рассматривать как ответ на нынешнее положение дел.
Предложение по снижению доли расходов на ЖКХ уже выносилось на повестку дня Государственной Думы РФ в 2018 г. и было отклонено. Тогда председатель комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская отмечала в интервью РБК, что причиной отказа стало наличие у субъектов РФ права снизить долю дохода, которая расходуется на оплату коммунальных услуг. Этим правом уже воспользовались 27 субъектов РФ. Отказ иных субъектов обоснован необходимостью выделения субсидии малоимущим семьям. Исполнение этих обязательств в условиях прогнозируемого дефицита бюджета большинства субъектов РФ осложнит их финансовое положение. Также необходимо рассмотреть снижение доли расходов на коммунальные услуги с точки зрения населения и ресурсоснабжающих компаний.
Для примера рассмотрим изменения платежей за водоснабжение. Так в период с 2005 г. по 2018 г. доля удельных расходов населения на услуги водоснабжения выросла с 3,3% до 3,5%. В то же время фактический уровень платежей населения также вырос с 93,8% до 95,1%. При этом в посткризисный 2010 г. и кризисный 2014 г. этот показатель составил 92,6% и 93,9% соответственно. Таким образом, изменение экономической ситуации в стране, прирост доли расходов населения незначительно влияют на долю платежей.
При рассмотрении вопроса оплаты ЖКХ населением также необходимо отметить, что согласно законодательству, субсидия на оплату ЖКХ предоставляется только не имеющим долгов за оплату коммунальных услуг. Эта норма существенно ограничивает круг лиц, которые могли бы воспользоваться рассматриваемой субсидией даже при снижении доли.
Внесение предлагаемых изменений не обеспечит сиюминутного результата, поэтому это не сможет сократить кассовые разрывы организаций, которые предоставляют коммунальные услуги. При этом некоторые крупные компании уже перестали оплачивать коммунальные услуги. Так концерн «Тракторные заводы» перестал оплачивать электроэнергию. В результате Чувашская ЭСК «РусГидро» может потерять статус гарантирующего поставщика из-за задолженности.
На основе вышесказанного можно сделать вывод об отсутствии необходимости снижения доли расходов граждан на оплату коммунальных услуг в общем доходе семьи. В том числе принятие рассматриваемой нормы не приведет к отказу населения от оплаты коммунальных услуг. Однако принятие закона о снижении доли затрат на ЖКХ может создать дополнительные негативные эффекты для региональных бюджетов вследствие необходимости дополнительных выплат субсидий, роста социальной напряженности из-за требований субсидий со стороны населения, у которого уже есть долги по ЖКХ. Кроме того, льготы для населения на оплату услуг ЖКХ, способны привести к возникновению перекрестного субсидирования, с которым в настоящее время борются различные ведомства, и усложнит жизнь малому, среднему и крупному бизнесу.
В качестве заключения стоит упомянуть опыт властей Челябинской области, которые предоставят предприятиям ЖКХ почти 660 млн руб. на оплату энергоресурсов и подготовку к осенне-зимнему периоду».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин