Президент России Владимир Путин назначил дату всероссийского голосования, по итогам которого граждане выскажут свое мнение о предлагаемых в Конституцию поправках. Эксперты обратили внимание, что начали появляться провокации, цель которых попробовать поставить под сомнение важность принимаемых решений. Доктор философских наук, профессор ВШЭ, член СПЧ Леонид Поляков рассказал «ФедералПресс» свое мнение о «Голосе»:
«Чем дальше, тем становится очевиднее, что «Голос» не просто некая наблюдательная структура, которая заинтересована в том, чтобы досконально, тщательно, фактически достоверно проанализировать ту или иную избирательную кампанию и ее итоги, а это институция, вписанная в особый отряд несистемной оппозиции. Поэтому, у них изначально уже сформирован некий априорный подход ко всему, что делается официальной властью. Это подтверждается сейчас ситуацией с подготовкой к общероссийскому голосованию по поправкам в Конституцию.
Поправки принимаются общероссийским голосованием. Здесь особые правила, свои условия: нет порога явки и обязательного порога голосования «за». Это право главы государства обратиться к гражданам с тем, чтобы люди смогли высказать свое мнение о таких существенных модификациях положений Конституции. С учетом этой специфики можно было бы отнестись к данной форме волеизъявления по-новому, но у «Голоса» я вижу лишь стремление все заранее дискредитировать, свести происходящее к одному унылому мотиву, что все фальсифицировано, всех обманут и всех заставят.
Совершенно разумно на выходе из пандемии создать оптимальные условия для всех, кто хочет выразить свою позицию поддержки или несогласия. Вместо этого «Голос» занимается поиском «блох». Например, требование, которое сформулировано ЦИКом об условии демонстрации паспорта на расстоянии 2 метров – это может казаться странным, но вы протягиваете руку, и дистанция становится нормальной, можно прочитать текст и увидеть фотографию. Можно, конечно, бесконечно придираться ко всему, но ведь условия диктуют необходимость лимитировать контакты, даже несмотря на маски и перчатки. Военные палатки, да, ну почему бы нет? Ведь если посчитать, сколько у нас участков, а избирателей 110 миллионов человек и учесть условия, при которых в час должно проходить не более 8-12 избирателей, становится очевидно – мест для голосования может не хватить. Если это можно компенсировать военно-полевыми средствами, ничего страшного тут я не вижу. Слава богу, власть беспокоится, чтобы каждому была обеспечена возможность проголосовать.
Электронное голосование – дело крайне непростое. Проблем много, но опять же это хороший повод протестировать одну из интересных инициатив. Может все отлично сработает, может, нет, но почему бы именно сейчас не включиться в эту общую работу.
К сожалению, настрой «Голоса» абсолютно противоположный, они воспринимают все как очередную властную интригу, как заговор против народа. Но что поделать? В таком случае сама функция наблюдателя вырождается в задачку с предсказанным ответом. Можно уже сейчас объявить, что бы ни произошло 1 июля или в период предварительного голосования, вердикт «Голоса» уже известен. Все всех обманули, на самом деле 100 % проголосовали против поправок в Конституцию, власть все сфальсифицировала, бюллетени были переписаны, всех наблюдателей избили и выгнали и так далее. Печальная картина, но надо понимать, что такое поведение дискредитирует сам проект «Голос», так к нему и нужно относиться. Там собрались люди, которые владеют технологиями наблюдения, есть даже с математическим образованием, позволяющим строить различные графики и схемы, но, к сожалению, все это направлено не на то, чтобы рисовать объективную картину, а чтобы показать власть в положении обвиняемого. То, что «Голос» отметает принцип презумпции невиновности, на мой взгляд, должно сильно подрывать авторитет данной организации в глазах объективно смотрящей на вещи группы экспертов и общества в целом.
Суверенитет России – это не пустышка. Никакие внешние стандарты нам этого не подскажут, иначе мы превратились бы в непонятно что, в извне управляемое сообщество или территорию, которые находятся под контролем непонятно каких политических сил. Пусть жалуются, пусть высказывают свою точку зрения, но суверенитет, который дополнительно закреплен в некоторых поправках в конституцию, означает только одно: российский народ сам себе законодатель. Все внешние наблюдатели, в том числе из ПАСЕ и Совета Европы, имеют право только сказать, нравится им это или нет. А делать заключения о том, что мы должны делать, пожалуйста, воздержитесь».
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева