Эксперты Независимого общественного мониторинга ответили на главные вопросы, которые возникают в период подготовки к всероссийскому голосованию по поправкам в Конституцию РФ. Один из таких вопросов – почему голосование будет проводиться за весь пакет изменений сразу, ведь человек может поддерживать не все поправки, а только часть из них. Объяснение этому дал ответственный секретарь президентского совета по правам человека Александр Точенов.
«Закон от 14 марта называется «О поправке Конституции РФ». И бюллетень, который разработал Центризбирком, содержит два ответа – «да» или «нет».
Конституция – взаимосвязанный документ. Одни поправки тесно связаны и сбалансированы с другими. Проведена масштабная, серьезная комплексная работа, которая не позволяет разделить их на различные позиции, не нарушив общей архитектуры конституционного проекта, не спровоцировав образование внутренних противоречий в тексте Основного закона.
Так, в большинстве своем поправки, расширяющие и регулирующие социальные обязательства государства, привязаны к функционалу конкретного государственного органа или уровню публичной власти. Их нельзя вычленить из общего текста. Например, индексация пенсии – важно, кто это делает. Если мы не проголосовали за какие-то изменение полномочий правительства, Госдумы, президента, Совета Федерации, другие поправки могут не вступить в силу – это будет невозможно. В едином комплексе рассматривал и Конституционный суд на соответствие закона о поправке действующей Конституции.
Такой порядок голосования согласуется и с позицией международных организаций. Так, Венецианская комиссия Совета Европы в Своде рекомендуемых норм по проведению референдумов, принятом в 2007 году, отмечает допустимость голосования по проекту акта о внесении изменений в Конституцию в целом.
Таким образом, выбор остается за нами: если мы согласны, мы говорим «да», если не согласны, говорим «нет».
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева