Мировой фондовый рынок демонстрирует снижение. Инвесторы негативно отреагировали на сообщения о росте заболеваемости COVID-19 в Китае и США. По словам экспертов, в случае начала второй волны пандемии коронавируса падение глобального ВВП в 2020 году может составить 7,6%. Для поддержки мировой экономики многие центробанки готовы накачивать деньгами финансовые системы своих стран. Комментирует Петр Пушкарев, шеф-аналитик TeleTrade:
«Удар не будет тяжелее, если всплеск случится раньше. Возможно даже иное: чем быстрее мир убедится, что дно коронакризиса реально позади, тем быстрее, увереннее пойдет восстановление – потому что оно тормозится не столько нехваткой денег, сколько осторожностью людей, которые и экономят средства, и берегут себя, не посещая лишний раз без надобности торговые центры и другие людные места. Как только станет очевидно, что пик заражений миновал, спустя уже месяц-другой увереннее начнут вести себя и граждане-потребители, и работодатели, владельцы компаний. Но признаков второй волны и не стало больше. Рынки столкнулись в июне с обычной сильной технической коррекцией, то есть со снятием прибыли со слишком дорогих бумаг и лишь частично с испуганными распродажами. Главная причина нового падения – что биржевой индекс широкого рынка в США отыграл уже с середины марта 86,5% от полной величины коронавирусного обвала, а индекс сектора высоких технологий прошел наверх и вовсе 113% от размера этого обвала, превысив снова исторические пики всех времен. Широко шагали - вот слегка штаны и надорвали: рост бирж от кризисного дна 18 марта забежал далеко вперед, авансом, если сравнивать с естественно гораздо более медленным подъемом реальной экономики.
Как и у сильного роста бирж, так и у максимально большой коррекции вниз всегда есть выгодоприобретатели. И в предвыборный год это не только финансисты, стремящиеся заполучить еще раз цены для скупки компаний подешевле, но и политики, отчаянно не желающие допустить Дональда Трампа на второй президентский срок. А в случае уверенного роста бирж его победа стала бы практически неизбежной. И тема манипуляции второй волной – наиболее эффективное орудие в руках противников действующего президента, которые для начала пытаются помешать ему провести первый большой предвыборный митинг в Оклахоме, ссылаясь именно на опасность новых заражений. А затем будут использовать статистику этих небольших вспышек как аргумент, что Трамп якобы "зря настоял" на открытии экономики, подвергая граждан смертельной опасности.
Хотя и так понятно, что по окончании изоляции, выходя на работу, люди намного чаще вступают в контакты, а значит вирус может передаваться быстрее – но есть и эффект всплесков числа бессимптомных носителей, вызванный большим количеством тестов. Но даже с учетом этих эффектов, пока общенациональная статистика по США выдала всплеск в 27,221 случай лишь в пятницу 12 июня, а уже к воскресенью 14 июня она вернулась к среднему уровню около 20,000 в день. Нет новых всплесков в Нью-Йорке или в Нью-Джерси, на уикэнд пошла вниз кривая заболеваемости вновь в Техасе и Калифорнии, а реальный всплеск почти вдвое выше апрельских пиков по количеству обнаруженных носителей вируса отмечен во Флориде, за которой сейчас действительно внимательно и следят рынки. И, помимо вируса, в понедельник биржи придавило вниз известие о втором афроамериканце, погибшем от руки полицейского, теперь в Атланте, где уже сожжен дотла ресторан Wendy's. Хотя есть официальные сведения, что эта история отличается от случая Флойда, так как этот человек в Атланте отнял у полицейских электрошокер, а потом пытался этим же электрошокером им угрожать, новая волна протестов явно не улучшает экономическую атмосферу и тоже увеличивает угрозу распространения инфекции.
Скорее же всего, будет лишь небольшой всплеск новых заражений, но он как и в России будет ограничен благодаря сознательности граждан, охотно соблюдающих дистанцию и другие меры предосторожности, и по мере выработки коллективного иммунитета. Задержать рост экономики подобный небольшой всплеск может лишь очень ненадолго, и ключевую роль в быстром восстановлении мировой экономики сыграет открытое нежелание властей как в США, так и в Европе, прибегать к повторному объявлению карантинов. Еще раз закрывать экономику никто не будет: это четко дал понять и Трамп, и на днях секретарь казначейства США Стив Мнучин, добавив: «Я думаю, мы научились, что если закрываем экономику, то создадим еще больший ущерб, и не только экономический», имея ввиду и угрозу выживанию беднейших слоев населения, и финансовое ослабление медицинских объектов.
Большинство западных компаний получили солидную подпитку деньгами от центральных банков: многие и напрямую, и благодаря выкупу на федеральные деньги их облигаций, что является формой субсидий и на развитие, и на затыкание дыр. И этих денег вероятно будет достаточно, чтобы пережить небольшой второй осенний всплеск, если он вообще последует. А уверенный выход большинства компаний на докризисные уровни прибыли поможет сильно и экономике России, которая не имеет тех же финансовых ресурсов, но тоже сможет воспользоваться плодами восстановления нормальной внешней конъюнктуры спроса на продукцию своих предприятий. Именно этот акцент в наращивании QE сейчас главный: для экономики он не создаст слабостей, но может сказаться на устойчивости финансовой системы намного позже, только лишь спустя несколько лет, когда пыль осядет».
Фото: pxhere.com