Кризис накладывает на бизнес ряд существенных ограничений: ресурсов и покупателей становится меньше, а доступ к кредитным ресурсам получить довольно проблематично. Пережить сложный период помогут уроки прошлого, – считает директор по рыночной аналитике podelu.ru Лилия Федулина:
«У кризисов 2014 и 2020 годов есть важные общие черты: колебания нефтяных котировок и курса доллара. В начале марта 2020 года к этому привела пандемия и разрыв сделки ОПЕК+. Уже через месяц страны картели договорились, но цены пока не вернулись к докризисному уровню. Стоимость энергоресурсов не восстанавливается из-за коронавируса.
Пандемия стала новой проблемой, которая затронула и малый, и крупный бизнес. Подсказку о том, как будет развиваться кризис, дает экономическая теория. Русский экономист Николай Кондратьев разработал теорию «Циклов Кондратьева»: она предполагает «рост-пик-падение-кризис», которые длятся 40–60 лет, последний период как раз приходится на 2019–2021 годы.
Сложную экономическую ситуацию можно преодолеть, сменив технологический уклад. Как это сделать малому бизнесу?
Во-первых, пересмотреть планы продаж, которые строили в конце 2019 года. Они будут неактуальны, а уровень продаж – снизится.
Во-вторых, нужно построить платежный календарь и минимизировать отсрочки для покупателей (покрыть затраты с помощью кредита сейчас довольно сложно), чтобы сократить кассовый разрыв. Ведь производственные цепочки тоже будут нарушены.
В-третьих, придется сокращать затраты: найти более доступный офис, отказаться от запланированного ремонта, корпоративов и платных парковок. Всего того, что не генерирует выручку.
В-четвертых, штат придется пересмотреть и перераспределить задачи между оставшимися сотрудниками или найти более дешевых сотрудников: молодых специалистов и выпускников, которым нужен опыт.
В-пятых, нужно изучить программы государственной поддержки: льготное кредитование и субсидирование. Для этого – собрать документы и обратиться в Корпорацию МСП, которая может выступить гарантом при кредитовании.
В-шестых, договориться с частными инвесторами, которые займут деньги вместо банков.
В-седьмых, руководствуемся все той же экономической теорией, и меняем бизнес-модель. Можно заняться интернет-торговлей, доставкой товаров и производством антисептиков. Главное – не сидеть на месте и развивать бизнес».
Фото: Полина Зиновьева / ФедералПресс