Органы местного самоуправления в России многие годы находятся в незавидном положении: обязательств много, а денег – нет. Нередко складываются ситуации, когда невозможно найти кандидатов на руководящие должности в МСУ – люди просто не хотят брать на себя ответственность, понимая, что система взаимоотношений между ветвями власти несовершенна. Изменить ситуацию призвана поправка в Конституцию России. Что она дает, во время дискуссии, организованной Комитетом гражданских инициатив декан юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, член рабочей группы по внесению изменений в Конституцию РФ Сергей Белов:
«В составе рабочей группы по поправкам в Конституцию я трудился над блоком поправок, который касается местного самоуправления. Как и со многими другими поправками, важно, как это в дальнейшем будет интерпретировано. Я не верю в то, что любое положение, записанное в Конституции, может толковаться однозначно в будущем. И то, что заложили в 1993 году, явно не имели в виду во многих положениях того, как это потом стало интерпретироваться.
Местное самоуправление последние 30 лет в нашей стране (30 лет с момента попытки его создания) находятся в весьма плачевном состоянии. Хочется надеяться, что поправки, которые принимаются, позволят хотя бы частично возложить на государственную власть и региональную, и федеральную, обязанность обеспечивать МСУ, по крайней мере, думать о том, чтобы у МСУ были собственные ресурсы для осуществления тех функций и полномочий, которые на них возложены.
Это и сейчас предполагается в каком-то смысле. Но предполагается в несколько ином виде. То положение, которое было записано в 1993 году об отделении местного самоуправления от государственной власти, стало толковаться как самостоятельность местного самоуправления – как хотите, так и выгребайте. Государственная власть определила какие-то источники дохода, и дальше, если вам этих источников не хватает, если вы не можете осуществлять никаких полномочий, это ваши проблемы.
Если в Конституции появится положение о единой системе публичной власти, по крайней мере, будут основания предъявлять претензии по поводу неэффективного обеспечения органов МСУ необходимыми ресурсами и даже в каком-то смысле наделения необходимыми полномочиями для решения вопросов местного значения. Все это будет иметь под собой какое-то юридическое основание, чего сейчас в Конституции не прослеживается.
С другой стороны, и это положение тоже может быть истолковано совершено иначе – как подчинение местного самоуправления органам государственной власти. Я знаю, что многие этого опасаются. На этом акцентируется критика.
Я исхожу из того, что не злой умысел, не злая сила желает изменения Конституции и внесения поправок. Умыслы, которые подразумеваются в этом процессе, вполне конструктивные».
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова