Госсовет как новый конституционный орган станет гарантом функционирования единой системы публичной власти в России. Об этом заявил председатель думского комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников. По его словам, уже есть конкретное представление о том, как будет формироваться этот орган. В него войдут губернаторы, представители правительства и администрации президента. Как отмечается в Конституции РФ, Госсовет формируется «в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти», и в этом направлении, по мнению Крашенинникова, его деятельность не должна пересекаться с работой Совета Федерации и правительства. Станет ли Госсовет «президентской структурой», и какую роль он сыграет в будущей политической конфигурации страны – в авторской колонке руководителя центра «Региональные исследования», социолога Дмитрия Лобойко:
«Глава думского комитета Павел Крашенинников заявил, что Госсовет окажется во главе публичной власти в России. Но вопреки анонсам парламентария, власть эта, судя по всему, будет если и не полностью декоративной, то преимущественно символической и в лучшем случае «моральной». Каким бы ни был закон «О Государственном Совете», сила этого органа будет не столь впечатляющей, как ожидается. ГосСоветской власти не будет. Хотя название нового органа, конечно, будоражит фантазию, действительное обновление системы может произойти в случае принятия двух других законов, не касающихся Госсовета.
Очевидно, что политический вес и влияние прописанного в Конституции органа власти будет зависеть от персонального состава, фамилии руководителя, места в системе разделения властей и… от выделенных ему полномочий.
Будет ли орган иметь отношение к законодательным и распорядительным функциям, останется совещательным или получит власть «одним куском»? Как будут приниматься решения? Эти вопросы основные, но конкретного текста, разъясняющего, что такое Госсовет, пока нет. А потому много спекуляций на этот счет.
Суперполномочий у Госсовета не ожидается. Об этом говорится в обновленной Конституции. Надо только сделать усилие и прочитать ее. Пункт 1 статьи 11 говорит однозначно: государственную власть в Российской Федерации осуществляют президент, Федеральное Собрание, правительство и суды. Ни слова ни про какой Госсовет! О нем вообще в Конституции упоминают лишь однажды, в пункте е. 5 статьи 83, где сказано, что президент «формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства». То есть все те же цели и задачи, которые у Госсовета были с момента его воссоздания в июле 2000 года.
Таким образом, Госсовет не прописан в качестве органа власти, его цели не трансформировались, а функционал сугубо совещательный. Ожидать внезапного усиления Госсовета просто неоткуда. А учитывая, что его формирует (как и прежде) президент, то и «надпрезидентских» функций, о которых было так много разговоров, у него де-юре быть не может.
Что касается кадрового состава, что сейчас в него входят председатель Совета Федерации, председатель Госдумы, губернаторы (которых ротируют), полпреды и руководители фракций Госдумы. Так было и, скорее всего, так и будет.
Когда комментаторы рассуждают о кресле председателя Госсовета как запасном аэродроме для Владимира Путина, то они забывают, что председателем этого органа является президент. И это вряд ли изменится, так как логика создания и функционирования этого органа подразумевает вхождение в его состав только людей с полномочиями и понятным влиянием, обеспеченным вне Госсовета. Но подобные рассуждения строятся на ожидании ухода действующего президента «на пенсию».
Однако создание Госсовета – не показатель подготовки ухода. Подготовкой будет не принятие закона «О Государственном Совете», а принятие двух других законов: «О президенте РФ» и «Об администрации президента».
В России есть законы о Госдуме, Совете Федерации, всех судах, правительстве и прочих органах власти, но нет закона «О президенте». В Беларуси, Казахстане и большинстве постсоветских республик есть такие законы. В России в начале 1990-х тоже планировалось его принятие, но от этой идеи отказались на неопределенный период, так как четко определенные полномочия ограничат президента.
Так что ожидаемое принятие закона о Госсовете – это не подготовка ухода Владимира Путина на заслуженный отдых. Когда (и если) он соберется куда-то уходить, будут определены полномочия президента и администрации (примут законы). Потому что такого влияния, как у Владимира Владимировича не должно быть больше ни у кого. А Госсовет – просто интересная тема для обсуждений».
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева