1 августа указом губернатора Евгения Куйвашева в Свердловской области были открыты для посещения все торгово-развлекательные центры. Для многих предпринимателей это стало глотком свежего воздуха, с марта они несли масштабные потери. О том, как долго бизнес будет наверстывать упущенное, из-за чего люди теперь будут рациональнее относиться к покупкам и почему интернет-магазины не смогут заменить обычные, в разговоре с «ФедералПресс» экспертным мнением поделился заместитель директора Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства Валерий Пиличев:
«Когда мы говорим про оживление потока покупателей, который был до введения карантинных мер, то все будет восстанавливаться от полугода до года. Здесь проблема даже не в том, что люди уже привыкли не проводить время в торговых центрах, они все еще боятся заболеть коронавирусом. Сейчас у населения в нынешней ситуации идет снижение покупательской способности. Да, покупки будут производиться, но в гораздо меньших объемах.
То, что мы сейчас наблюдаем, когда открылись все торговые центры – произошел некий всплеск посещаемости. Но это отложенный спрос, который сейчас просто отыгрался. Я думаю, что если в течение года не будет серьезных всплесков, то все может восстановиться. Учитывая то, что сейчас ТРЦ открыты не в полном объеме, а они уже стали полноценным местом время препровождения людей, то это может очень серьезно сказаться.
Все арендаторы делятся на две категории: это те, кто закроется и съедет, и те кто восстановится, но с большой долей торговли в онлайне. По опыту работы Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства, часть бизнеса очень быстро переориентировались. Особенно те, у кого уже были интернет-магазины, но они были вторичными к физическим продажам. В итоге они перепрофилировали своих продавцов в доставщиков и стали очень активно торговать в интернете. По опыту кризисов, на свободные места придут другие предприниматели. Просто они будут иметь немного другой формат торговли. Восстановление потерянных денег может продлиться год.
Говоря об интернет-магазинах, то сомневаюсь, что будет такой сильный скачок в дальнейшем. Потому что люди в большинстве своем привыкли покупать вещи в магазинах. Однако, может измениться структура покупок. Сейчас люди покупают товары долгого пользования, а в следующий раз они купят их только через полгода. Интернет-торговля, конечно, получила сильное развитие, но останется на таком уровне, котором она есть сейчас.
Видно, что очень многие крупные онлайн-магазины увеличили объем товаров их партнеров. Многие фирмы и организации просто стали к ним подключаться. Многие предприниматели среднего и малого бизнеса спрашивают: «А как разместиться на Ozon или eBay?». Здесь рост идет планомерный, а не взрывной. А вот сфера доставки еды растет хорошо. Даже во многих офисах люди уже привыкли заказывать и никуда не идти, даже если все открыто».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева