Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

«Недисциплинированные водители заплатят больше». Юрист – о новых правилах расчета стоимости ОСАГО

Автомобили
Страховщики оценивать ОСАГО по критерию дисциплинированности водителей

Стоимость ОСАГО будет рассчитываться по новым правилам. 24 августа в России вступают в силу новые Указания Центробанка «О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Как изменятся тарифы ОСАГО, от чего они будут зависеть и на какие критерии автостраховщики будут обращать внимание – об этом всем автомобилистам на «ФедералПресс» рассказал член Ассоциации юристов России Дмитрий Уваров.

«Новые Указания ЦБ РФ О страховых тарифах по ОСАГО придут на смену ранее действовавшему нормативному акту – Указанию Банка России от 04.12.2018 года № 5000-У. В новых Указаниях последовательно реализовывается идея о все большей дифференциации ставки тарифов в рамках закона об ОСАГО.

Одно из определяющих положений нового акта – базовая ставка тарифа не будет одинаковой для всех водителей на одной территории. Даже в пределах одного и того же региона размер базовой ставки для конкретного водителя может существенно корректироваться. Страховщику предоставляется право рассчитывать базовую ставку тарифа для каждого автовладельца индивидуально в зависимости от его риск-профиля.

Помимо факторов, напрямую установленных в законе (например, наличие грубых нарушений правил дорожного движения), страховщики при установлении тарифа смогут учитывать иные обстоятельства, такие как возраст транспортного средства, его пробег, установка на автомобиле телематических устройств. Могут быть учтены и такие факторы, казалось бы, напрямую не связанные с вождением, как семейное положение и наличие детей у водителя.

Такой дифференцированный подход и использование всей доступной информации повысит точность разделения водителей с низким и высоким уровнем риска. Следует отметить, что страховые компании заинтересованы в хороших водителях и конкурируют за таких клиентов. Экономически это можно объяснить так – страховщик получает меньшую сумму с дисциплинированного водителя при оформлении полиса, но в течение страхового периода риск возможной страховой выплаты минимален, и компания получает доход в виде той самой, пусть и сниженной, страховой премии.

Проект документа предусматривает расширение границ коридора для тарифов по легковым автомобилям физических лиц на 10% вниз и вверх, что позволит в большей степени дифференцировать тарифы для водителей с разным уровнем риска.

Для общественного транспорта (регулярные автобусы, троллейбусы, трамваи) нижняя граница тарифа опустится на 5%, верхняя граница тарифа останется на прежнем уровне.

В связи с высокой аварийностью, значительной разницей между уровнем водителей и существенной недооцененностью тарифов наибольшее расширение коридора предусматривается для автомобилей, использующихся в качестве такси. Так, тарифный коридор будет расширен сразу на 30 % вверх и вниз. Предполагается, что существенное расширение коридора позволит эффективно экономически воздействовать на недисциплинированных таксистов и снижать тариф аккуратным водителям. Вполне возможно, что водители, использующие автомобиль для перевозок пассажиров, будут пытаться скрывать данный факт от страховщиков. В случае наступления страхового случая страховщики могут даже отказать в выплате страхового возмещения в связи с сокрытием такой важной информации.

В Указаниях также установлены факторы дискриминационного характера, которые страховщикам будет запрещено учитывать при определении базовой ставки тарифа. К ним относятся национальная, расовая, языковая принадлежность, вероисповедание, должностное положение».

Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.