Коронакризис заметно ухудшил финансовое положение многих российских семей. Кто-то лишился работы, кому-то сократили зарплату. Подушка безопасности в виде финансовых накоплений оказалась далеко не у всех. Многие вообще считают, что с их зарплатами копить на черный день невозможно. Однако эксперт Национального центра финансовой грамотности, консультант по финансовой грамотности проекта «вашифинансы.рф» Наталья Абросимова готова рассказать, как это правильно сделать, как привести свои финансы в порядок и стать хотя бы чуточку более уверенным в завтрашнем дне.
«Жизнь во время коронакризиса показала, как остро стоит проблема финансового планирования во многих российских семьях, которые живут от зарплаты до зарплаты, «бегают» по этому замкнутому кругу и единственный вариант вырваться из него – заняться ведением личного бюджета, созданием накоплений.
Что касается правил формирования личного бюджета в условиях нестабильной экономической ситуации, то, возможно, я вас удивлю, но правила остаются одинаковыми с единственной оговоркой: чем хуже у вас ситуация, тем жестче должны эти правила выполняться. Формирование личного бюджета заключается в планировании, исполнении бюджета и самое главное – в анализе доходов и расходов с целью их оптимизации, поиском возможностей для создания накоплений.
Начнем с теории: бюджет – это доходы и расходы за определенный период времени. И именно в этот момент идёт ассоциация бюджета на месяц, что в корне неверно, самое главное заблуждение – планирование бюджета на месяц. Ведь по факту мы и так знаем (или думаем, что знаем), какая у нас зарплата, сколько тратим на продукты, коммунальные платежи и другие расходы. Но знаете ли вы, что на самом деле больше всего выбивают наш бюджет из «колеи» годовые расходы.
Планирование бюджета начинается как минимум на год, для «продвинутых пользователей» – на 3, 5, 10, а лучше и все 15-20 лет с проработкой целей (покупка мебели, автомобиля, квартиры, создание накоплений на пенсию).
Для удобства я подготовила «руководство пользователя» по формированию бюджета.
Первый шаг – планирование: для этого необходимо запастись тетрадью, компьютером или специальными приложениями – кому как удобнее. Главное – начать действовать. На каждый месяц расписываются все планируемые доходы и расходы.
Например, доходы: заработная плата, премии; субсидия на оплату ЖКХ; стипендия; пособия; пенсия; проценты по депозитам; доход от сдачи в наем жилья (гаража, автомобиля, дома); налоговый вычет; прочие доходы. Как видите, доходов не так и мало на самом деле. При этом рекомендуется каждый год увеличивать как минимум по одной статье доходов.
Прописываем ежемесячные расходы: «заплати себе» (сбережения, копилка); продукты питания (основные продукты, закуски, сладости, алкоголь); коммунальные платежи, интернет, мобильная связь; бытовая химия, косметика; расходы на здоровье (лекарства, врачи, обследования); расходы на автомобиль (бензин, мойка); плата за съемное жилье; детские расходы (питание, игрушки); обязательные платежи (кредит, заем, ипотека); развлечения (кино, кафе); прочие расходы.
Важно прописать также ежегодные расходы: дни рождения, праздники; отпуск; одежда; обувь; если есть квартира, дом, земельные участок: налог на квартиру, налог на землю, плата за гараж; если есть автомобиль: налог на автомобиль, ОСАГО, техническое обслуживание, КАСКО; если есть ипотека: страхование недвижимости, страхование жизни; налог на доходы физических лиц; прочие расходы.
Долгосрочные расходы: мебель; недвижимость; автомобиль; гараж; дача; обучение детей (платное среднее/высшее образование); мечта; пенсия.
Второй шаг – это исполнение бюджета. Здесь необходимо составить фактические доходы и расходы по всем категориям (тем, кто пользуется безналичной оплатой, могут помочь онлайн-банки, в которых уже предусмотрено ведение бюджета, а все платежи раскидываются на разные категории).
Третий шаг – аннализ ваших доходов и расходов с целью оптимизации. И здесь необходимо анализировать всегда в двух направлениях: увеличение дохода (подработка, оформление субсидии, налогового вычета и другое) и уменьшение расходов.
Каким образом можно уменьшить (оптимизировать) расходы? Необходимо проанализировать: на что именно вы тратите.
Категория «Продукты» – закуски, сладости, алкоголь – это именно те статьи, на которых можно хорошо сэкономить.
Категория «Коммунальные платежи» – дисциплина потребления, исправность сантехники и счётчиков (например, проверить счётчик на электричество можно, отключив все рубильники на автомате, если счетчик продолжает крутиться, то надо задуматься о приглашении электрика).
Категория «Интернет, мобильная связь» – подбор оптимального тарифа.
Категория «Кредиты, займы» – рефинансирование.
Также в уменьшении расходов поможет оформление скидочных карт, оформление заказа в интернет-магазинах (часто там цены ниже), оформление карт с кэшбеком (следует выбирать именно деньгами, а не баллами, бонусами, милями – это заставляет ещё больше тратить).
Четвёртый шаг – формирование резервного фонда («подушки безопасности). Это неотъемлемая часть правильного ведения бюджета, статья «заплати себе» должна стоять на первом месте в ваших расходах, сначала необходимо отложить себе (и дело порой не в сумме, а именно в привычке сбережения, накопления), а потом распределять по остальным статьям расходов. Здесь также существует главное заблуждение – сначала рассчитаться по долгам, а потом – создавать накопления. Сначала надо создать накопления (резервный фонд равный расходам одного месяца), и только потом – досрочно рассчитываться по долгам.
Как видите, секрет успешного формирования бюджета прост, раскрыт и заключается в четырёх шагах, которые доступны каждому».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева