Top.Mail.Ru
Политика
Москва
0

«Лукашенко не заинтересован в изменении конституции». Политолог об обещаниях лидера Белоруссии

Сергей Лущ об обещаниях лидера Белоруссии
Сергей Лущ об обещаниях лидера Белоруссии

Ситуация в Белоруссии вынудила сделать Александра Лукашенко ряд заявлений, в которых он признал, что рано или поздно все же покинет пост президента республики. Однако озвученные им намерения лишены конкретики. Единственное условие – это конституционная реформа, которая, по словам главы Белоруссии, должна пройти в течение двух лет. Ранее белорусский президент делал подобные заявления, однако дальше слов дело так и не пошло. О том, что не так с действующим основным законом и почему именно сейчас снова поднялся этот вопрос, «ФедералПресс» рассказал сопредседатель гражданской инициативы «Союз» Сергей Лущ:

«Конституционная реформа в Белоруссии назрела давно. Документ не отвечает веяниям времени и запросам граждан прежде всего в том, что касается распределения властных полномочий. Сегодня они сосредоточены в одних руках, и это крайне негативно сказывается на способности государственного аппарата реагировать на вызовы. Исходя из того, что назначение на все ключевые посты в республике осуществляет президент, практически все высшее руководство страны – люди, имеющие взгляды, тождественные президентским. То есть отсутствуют даже предпосылки для конструктивной критики внутри правящей группы, а значит, нет и альтернативного видения, без которого выработка адекватного решения невозможна. Важным моментом является и то, что на политической арене не были представлены пророссийские политические силы, деятельность которых последние годы подавлялась и размывалась государственной вертикалью.

Среди первоочередных изменений, конечно, видится усиление роли парламента в процессе управления страной. В настоящий момент белорусские парламентарии в большинстве своем – представители идеологической вертикали власти. Если проанализировать трудовой путь белорусских депутатов, то мы увидим, что их биографические анкеты написаны словно под копирку. То есть, очевидно, у государства негласно существуют некие критерии отбора кандидатов в депутаты, которые автоматически сортируют претендентов, и, как следствие, мы получаем безликий законодательный орган, вся задача которого состоит в том, чтобы правильно проголосовать за проекты, спускаемые сверху. В то время как инициатива должна, напротив, в большей степени поступать снизу, от гражданского общества.

Для исправления ситуации надо оперативно переходить к смешанной выборной системе. Это кроме прочего позволит сформировать политически грамотное гражданское общество в стране, чьи интересы будут широко представлены в парламенте через политические партии, многие из которых находятся сегодня в зачаточном состоянии.

На самом деле, лично Александр Лукашенко абсолютно не заинтересован в изменении действующей белорусской конституции. Ведь именно она позволила ему бессменно и, по сути, единолично управлять страной на протяжении 26 лет. Принятый на референдуме 1996 года документ был идеально подогнан под конкретного политика, его взгляды на методы управления. Поэтому без особых обстоятельств внешнего характера, с которыми Александр Лукашенко сегодня столкнулся, глава республики никогда не стал бы что-либо менять в основном законе государства.

Если проштудировать выступления Лукашенко за последние годы, можно убедиться в том, что намерение внести изменения в конституцию было озвучено им большое количество раз, но при этом президент всегда избегал конкретики как по срокам, так и в том, что касается положений документа, требующих корректировки. Впервые временной диапазон, в рамках которого власть выразила готовность приступить к реформе главного закона страны, обозначен в ходе нынешних выборов – после того, как необходимость изменения конституции стала усиленно проповедовать оппозиция. Примечательно, что этот пункт оппоненты Лукашенко видят едва ли не главным в своей программе. Разумеется, власть должна была как-то отреагировать на данные посылы. И, надо заметить, сделала она это не самым лучшим образом. Сроки реализации задачи обозначены весьма отдаленные – 2–3 года. Я же считаю, что эта задача является первостепенной, чтобы избежать длительного политического кризиса и еще более глубокого раскола в белорусском обществе. Опять же, Лукашенко снова не конкретизировал, какие положения основного закона страны он считает нужным исправить и в какой мере.

Примет ли белорусский народ этот аргумент Лукашенко? Пока белорусы не услышали от президента ничего конкретного по теме изменения конституции, и доверия особого к его заявлению нет. Опять же есть вопрос по срокам: народ устал жить пятилетками и не понимает, зачем ждать, скажем, два года, чтобы внести изменения в конституцию. Если есть понимание того, что редактирование основного закона назрело, значит надо немедленно запускать процедуру реформирования. В противном случае создается впечатление, что власть «забалтывает» народ, тянет время. И потом, за долгие годы правления у президента сформировалась устойчивая привычка к тому, что его точка зрения доминирует. Если корректировка конституции по инициативе власти все же произойдет, то возможно коснется положений, только косвенно относящихся к сфере политического управления».

Фото: официальный интернет-портал президента Республики Беларусь

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.