Уже наступающей осенью отдельные экономисты предрекают резкие колебания доллара и евро. Так, согласно прогнозам повышение стоимости европейской валюты может быть связано с геополитическими факторами, в том числе ситуацией в Белоруссии и реакцией Евросоюза. Не исключен и дальнейший рост доллара – на слухах о возможности продолжения санкционной политики против России. Что будет происходить с валютой, какие перспективы у рубля, нужно ли сегодня скупать доллары и евро, либо стоит занять «выжидательную» позицию – в авторской колонке доцента кафедры «Фондовые рынки и финансовый инжиниринг» факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Сергея Хестанова:
Краткосрочные колебания курса национальной валюты плохо поддаются прогнозированию, поскольку зависят и от экономических факторов, и от политических, а в периоды санкционных рисков - даже от слухов.
Если же смотреть на долгосрочные тенденции (например - средний курс рубля за квартал) - многое становится понятнее. Российский федеральный бюджет значительную часть доходов получает от экспорта, а почти все расходы федерального бюджета - рублевые. Даже умеренное ослабление рубля - сильно пополняет федеральный бюджет. Кроме бюджета, от ослабления рубля выигрывают и экспортеры (и них затраты - в рублях, а выручка - в валюте) и фирмы, которые занимаются импортозамещением (падает спрос на дорожающий импорт).
У ослабления рубля - очень серьезные сторонники. Но допускать слишком резкого ослабления рубля - тоже нежелательно. Резкая девальвация спровоцирует валютную панику, массовое изъятие денег из банков (а это может спровоцировать даже банковский кризис) и ведет к росту инфляции. Около трети потребительской корзины среднего россиянина - импорт, и падение курса рубля разгоняет инфляцию. За исключением последних лет инфляция в России всегда была высокой, с ней велась долгая и упорная борьба. Это заставляет очень осторожно относиться к любым возможностям разгона инфляции. Тем более, что инфляция разгоняется быстро, а тормозит - очень медленно. Но есть еще один мощный фактор, который сильно (хотя и медленно!) влияет на курс рубля - это дефицит федерального бюджета.
Сам термин «дефицит бюджета» звучит академично и не всем понятен, но означает он простое и грозное явление: неспособность государства выполнить свои обязательства. Небольшой дефицит бюджета - почти незаметен, его легко компенсировать займами или выпуском облигаций. Условно безопасный уровень дефицита бюджета - 3%. Обычно такой дефицит не вызывает проблем. Если же дефицит намного больше - все может кончиться печально: может случиться дефолт. В России это произошло в августе 1998 года. Последствия были суровыми, и прошло немало лет, прежде чем уровень жизни граждан достиг додефолтного уровня. Из дефолта 1998 года были извлечены уроки: дефицит бюджета ограничивался даже ценой урезания расходов (секвестр бюджета), а по мере роста профицита - был сформирован Стабфонд (сейчас переименован в ФНБ).
Но главный урок дефолта 1998 года - повышенное внимание Минфина и ЦБ к дефициту федерального бюджета. В августе 2020 года он достиг примерно 5%. Это не опасно, но заметно выше условно безопасного уровня 3%. Это позволяет предположить, что при прочих равных условиях (если только не будет роста цен и объемов экспорта нефти) - весьма вероятно некоторое ослабление рубля. Вряд ли оно будет очень большим (более 5-7%), но до тех пор, пока дефицит бюджета не уменьшится (не важно - за счет роста цены на нефть или за счет девальвации), угроза падения курса рубля сохраняется.
Пока федеральный бюджет России зависит от поступлений от экспорта - рубль всегда будет снижаться в случае роста проблем бюджета. Поэтому те сбережения, которые откладываются надолго (более чем на пару лет) - имеет смысл хранить в так называемой твердой валюте (доллары или евро). Это простое правило уже не раз выручало предусмотрительных россиян.
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева