Покупатели автомобилей постепенно меняют свои предпочтения. Статистику видят все. В 2019 году объем продаж автомобилей в России упал по данным аналитических агентств на 19,2%. В этом году, по предварительным данным, у некоторых брендов продажи просядут на 60-70%. Но что стоит за этими цифрами? Комментирует Владимир Безукладников, председатель оргкомитета ежегодной национальной премии «Автомобиль года в России»:
«Тяжело сейчас всем автомобильным брендам, но кому-то из них очень тяжело. Тем не менее, на рынке сейчас, как это ни парадоксально, наблюдается дефицит автомобилей в некоторых классах. Спрос кратно превышает предложение. Мало того, еще и курс рубля падает, и, кажется, останавливаться не собирается. Пандемия серьезно повлияла на состояние нашего автомобильного рынка. Глобально встало производство во всем мире. Некоторые предприятия сократили или остановили производство еще до пандемии. Ситуацию осложнили и поставщики с других рынков. Многие «встали» еще до пандемии. Россияне, которые сейчас хотят купить конкретную машину, сталкиваются с тем, что ее попросту не приобрести.
В период кризиса сложнее воспользоваться супершансом купить автомобиль накануне повышения цен.Российские автолюбители, закаленные перманентными кризисами, как правило, приобретают автомобили в моменты передряг накануне повышения цен. Но когда ты видишь дефицит, превращающийся вместо покупки в длительный предзаказ, это желание реализовать сложно. Хотя раньше на кризисах покупатели выигрывали до 10-50% от стоимости автомобилей накануне повышения цен. В результате, покупатели начинают серфинг других моделей, подходящих им по характеристикам. И это отличный шанс для производителей.
Автомобили перестают быть визитной карточкой автовладельца.Еще одна глобальная тенденция на автомобильном рынке России – изменение отношения россиян к автомобилю. От презентационной функции в практическую сторону. Сейчас, когда в каршеринге можно взять автомобиль представительского класса для, к примеру, важной деловой встречи, самому иметь элитное авто нет необходимости. Тем самым структура нашего рынка постепенно меняется по европейскому образцу. К этому стоит добавить, что и мы сами все меньше оцениваем человека по марке его автомобиля. Стереотипы уходят.
Опрашивая миллионы россиян во всех регионах в рамках премии «Автомобиль года в России», причем, со всех регионов, мы получаем очень интересную картину потребительских запросов. В частности, растет спрос на семейные автомобили, а именно на кроссоверы, которые по цене становятся соизмеримы с малым средним классом. Больше автомобиля за меньшие деньги – кто откажется от такого предложения?!Производители автомобилей, которые рискуют в кризис, меняют рынок под себя.Производители, которые сейчас рискуют, вкладывают финансы, задействуя все эффективные маркетинговые инструменты, – меняют рынок под себя, насыщая его моделями, на которые есть повышенный спрос. Выиграют те производители, которые смогут оживить рынок. Ряд марок переконфигурировали свой модельный ряд, сделав упор только на кроссоверы и внедорожники, понимая, что тренд на этот класс крайне высок.
Автопроизводители, у которых в этом году «не дрогнет рука» в плане затрат, сформируют рынок под себя. В период пандемии мы увидели большой вывод новинок от массовых сегментов – Volkswagen, Skoda, Renault и пр. Отдельно хочется отметить китайских производителей. Они восприняли этот «тихий» период, в плане продаж, как шанс и заявились очень громко, представив новинки и даже новые марки.
Многие производители рискуют, выходят в кризис с новыми моделями, серьезно вкладываются в маркетинг в то время, как другие сокращают издержки, режут косты. Все сегодняшние передряги свидетельствуют о том, что через год мы будем иметь совершенно других лидеров продаж. А каких именно, покажет время».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин