Лишь треть российских вкладчиков хотя бы раз использовали альтернативные традиционным вкладам способы сбережения, при этом почти четверть россиян о них не осведомлена, говорится в исследовании «Росгосстрах банка» и НАФИ, которое есть в распоряжении РИА Новости. «Если говорить об имеющемся опыте использования инвестиционных продуктов, то таковой есть сегодня у трети (31%) опрошенных. Однако четверть опрошенных (24%) не знакома с ними в принципе, а 69% вкладчиков ни разу подобные продукты не оформляли», – выяснили аналитики. Комментирует Антон Гринштейн, эксперт информационно-аналитического центра компании Hamilton:
«Результаты проведенного исследования «Росгосстрах банка» и НАФИ об инвестиционных предпочтениях россиян очень интересны. Если полученные данные разбить еще по двум параметрам, возрастная группа и уровень благосостояния, мы сможем сделать важные выводы.
Первый, заключается в том, что наиболее активными пользователями финансовых продуктов, в том числе альтернативных вкладам, являются молодые россияне, а также граждане с доходами выше среднего уровня (ежемесячная заработная плата выше 46,6 тыс. рублей в месяц).
Именно эта группа имеет наиболее высокий уровень финансовой грамотности, доходов и мобильности в размещении средств. Исследования «Росгосстрах банка» и НАФИ говорят о том, что ее размер 30-35% (47 млн. человек) от общего количества россиян. Что выглядит абсолютно адекватной оценкой, соответствующей и возрастному составу российского общества и данным по доходам граждан.
Инвестиционное поведение этой группы варьируется в зависимости от периода экономического цикла и соответствующих ему условий, вроде уровня ставок, размера прибыли и дивидендов публичных компаний. Не удивительно, что падение процентных ставок в России(только с начала 2020 года средняя годовая ставка по банковским вкладам упала с 6,13% до 4,58% при ожидаемой инфляции в 4%), а также «пандемический» кризис, толкающий цены на недвижимость вниз , выталкивает все большую часть этой группы из наиболее надежных финансовых инструментов вроде вкладов, облигаций, той же недвижимости в более рисковые и доходные инструменты рынка акций.
Этот переток подтверждается рекордными показателями российских биржевых площадках, где только за первые шесть месяцев 2020 года объем операций физических лиц вырос более чем в 2,5 раза в сравнении с 2019 годом превысив отметку в 7,9 трлн. рублей. При этом доля частных инвесторов в объеме торгов достигла максимальных значений за всю историю наблюдений превысив 48%.
Как видно эту группу россиян совершенно не устраивают доходности от банковских депозитов, так что они, что называется «голосуют ногами», уходя в поиски более высоких доходностей на рынке акций. При этом важно отметить, что рост в обороте торгов доли именно частных инвесторов, говорит о том, что россияне предпочитают выбирать акции компаний самостоятельно, а не идти по западному пути выбирая услугу доверительного управления.
Это не удивительно, ведь доверительное управление в России, инструмент очень молодой и естественно прошедший через разные события, получив достаточно сомнительную славу. Причина в основном заключается в смешении преимущественно негативной практики доверительного управления небольшими суммами, в небольших финансовых компаниях с мало профессиональными управляющими. С более успешной практикой в крупных компаниях, с крупными суммами и с профессиональными командами управляющих.
В итоге само понятие доверительного управления доверия у граждан не вызывает, на профессионалов у большей части россиян денег просто недостаточно, а обращение к непрофессионалам и дальше ухудшает восприятие подобных услуг. Вот и приходится инвестиционно активным россиянам самостоятельно разбираться в тонкостях макроэкономического анализа и инвестиционной оценки компаний.
Второй вывод, из исследования «Росгосстрах банка» и НАФИ заключается в том, что 68% россиян (почти 100млн.человек), с инвестиционной точки зрения практически не восприимчивы к меняющимся финансово-экономическим условиям. Отчасти это связанно с отсутствием необходимых для инвестирования накоплений (некоторые опросы говорят, что 63% россиян не имеют накоплений), отчасти с отсутствием необходимых знаний, а отчасти с общим недоверием, особенно среди граждан за 65-70 лет.
Инвестиционное поведение этой группы граждан очень инертное и не гибкое. Любые накопления направляются на рублевые банковские вклады, если накопленной суммы достаточно для совершения крупной покупки, автомобиля или недвижимости обычно такая покупка осуществляется. Можно сказать, что именно благодаря этой инвестиционной группе коммерческие банки, с поправкой на циклические изменения в доходах граждан имеют стабильно растущий приток денежных средств во вклады. Взять к примеру текущий момент, реальные ставки по банковским вкладам, то есть с учетом ожидаемой в этом году 4% потребительской инфляции близки к нулю, но если посмотреть на данные ЦБ России, то по состоянию на 1 августа 2020 года скорость прироста вклады физлиц выросла до 10,2% в год, при том что в начале года она составляла 7,3%.
Так что можно сказать что, для того чтобы сместить траекторию инвестиционного поведения этой группы в сторону более активного, снижения реальной процентной ставки, пусть даже до нуля мало, необходимы более экстремальные положительные события, потому что сильный негатив может напротив увести ее в еще большую защиту, с изъятием своих накоплений и из банковской системы.
Такое разделение граждан на две инвестиционные группы, кстати говоря, характерно и для других стран, наиболее близки мы здесь, пожалуй, к Европе, где путь к нулевым ставкам был пройден гораздо раньше, чем в России. И тем не менее мы видим, что не смотря на отсутствие положительной доходности, банковские вклады для европейцев, по-прежнему остаются главным финансовым инструментом.
Коммерческие банки, судя по всему, прекрасно понимают это разделение и в зависимости от принадлежности к той или иной инвестиционной группе, предлагают гражданам подходящий комплекс услуг. Можно сказать, что для наименее активных банки «компенсируют» снижение привлекательности вкладов посредством различных дополнений в виде инвестиционного страхования жизни или открытия накопительного счета. Статистика это подтверждает, потому что в последние несколько лет мы видим сильный всплеск объема продаж подобных услуг.
А для наиболее активной в инвестиционном плане группы граждан, банки предлагают онлайн сервисы с большим выбором инвестиционных продуктов от так называемых структурных, до услуг прямого выхода на биржу, где можно попытать счастье и стать частью исторического рекорда активности розничных инвесторов».
Фото:pxfuel.com