Центробанк сохранил ключевую ставку на уровне 4,25%. Для ЦБ привычнее и легче воздерживаться от снижения ставки в ситуации неопределенности, чем понижать ее. Цели кредитно-денежной политики традиционно для России – не столько стимулирование развития, сколько удержание ситуации с инфляцией, сохранение резервов «на черный день», наполнение бюджета, – считает Марк Гойхман, главный аналитик ТелеТрейд:
«С этих позиций для регулятора целесообразно приостановить уменьшение ставки. Инфляция возобновила рост с 3,4% в июле до 3,6% в августе. «Запас хода» до целевого и ограничительного уровня 4% - небольшой. А удешевление кредитования еще больше стимулировало бы рост цен.
Кроме того, усиливается дефицит бюджета. На его покрытие брошены все силы. Но упор делается не на поступления от здорового роста производства или распаковки «кубышки» - ФНБ. Речь идет прежде всего о заимствованиях в казну и повышении сбора налогов, прежде всего, с населения.
В частности, прогноз Минэко по росту ВВП в 2021 и 2022 г. на 3,3% и 3,4% соответственно справедливо критикуется главой Счетной палаты А.Кудриным. «Такие темпы роста надо еще «заработать», - утверждает он. Снижение ставки могло бы помочь такому «заработку» за счет эффекта стимулирования экономики и потребления.
Но механизмы наполнения бюджета преимущественно иные. На это направлена программа масштабного наращивания госдолга. Минфин внес изменение в бюджетное правило, что позволяет на 825 млрд руб. повысить расходы за счет заимствований. Но уменьшение ключевой ставки делает их менее привлекательными для инвесторов, менее доходными, что затруднило бы привлечение средств с рынка в гособлигации.
Дополнительным эффектом от уменьшения ставки могло бы стать не только уменьшение притока средств в займы, но и усиление прямого оттока их с рынка ОФЗ. Тем более, что российские активы воспринимаются сейчас более «токсичными» из-за резкого усиления санкционной риторики.
Еще один резон сохранения ставки – состояние банковского сектора. Из-за карантинных мер уменьшились доходы и банков, и их клиентов. Многие кредитные организации теряют прибыльность, платежеспособность. Но снижение ставок, как правило, приводит к сокращению рентабельности и банковской маржи. Это усилило бы опасности для системы в целом».
Фото: ФедералПресс /Евгений Поторочин