Премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что реформа системы государственного управления начнется 1 января и займет три месяца. «Откладывать реформу больше нельзя», - заявил он на совещании с вице-премьерами. В рамках реформы в центральных аппаратах федеральных ведомств сократят штат на пять процентов, в территориальных органах – на десять. И в основном за счет вакантных позиций. Одни эксперты считают, что реформа назрела давно. Другие говорят, что от перемены мест слагаемых ничего не поменяется. Своим мнением о ситуации с «ФедералПресс» поделилась политтехнолог Алена Август:
«На вопрос, нужна ли реформа, обычно принято отвечать, что нужна. Особенно, если это касается системы государственного управления. Это какая-то наша вековая беда, которая длится с далеких времен, когда цари периодически воспитывали и меняли бояр. Видимо, эта традиция никогда не изменится.
Можно, конечно, говорить о том, что во время пандемии заниматься реформой госуправления не время. С другой стороны, оттягивать реформу и рубить хвост по частям, тоже нет смысла. У нас такая система, что рубить хвост по частям нельзя. Чуть отрубаешь, а он вырастает вновь.
С одной стороны, Михаил Мишустин - человек решительный. Видно, что он действует планомерно. Мне нравится его мужской проектный подход. Три месяца – и точка, кто не успел, тому отрубим.
С другой – у нас постоянно говорят о сокращении чиновников, при этом, когда их увольняют, тут же появляются новые ведомства и службы, в которые эти «сокращенные» чиновники перетекают. В итоге, госслужащих становится еще больше.
В реформе системы государственного управления будет смысл, если ее авторы будут опираться не на свое личное понимание ситуации, мнение руководителей каких-то подразделений и бумажные схемы, а на цифровые технологии. Например, появится некая цифровая модель, которая легко и главное, беспристрастно определит, где происходит дублирование, где играют в чиновничий «футбол» и что нужно «отрезать». Никого не жалея персонально, так как выводы будет делать машина.
Хотелось бы, чтобы при сокращении количества чиновников повысилось их качество. Чтобы были вычищены те, кто плохо работает и плохо общается с людьми. И это, кстати, тоже легко оцифровать за счет оценок работы чиновников людьми, за счет анализа жалоб граждан – насколько быстро и качественно решается проблема. Как долго вылеживается документ, насколько быстро решена задача?
Давно пора что-то делать с хамством и неправильным поведением чиновников в публичном пространстве. Важно понимать, что прежде, чем требовать, необходимо научить чиновников и госслужащих умению правильно себя вести. Некоторые из них умудряются не только нести чушь, но даже обижать и оскорблять людей. То один говорит, что можно жить на 3500 рублей, питаясь макарошками и кефиром, то другой – что рожать детей нас никто не заставлял и государство ничего не должно молодежи.
Чиновник должен работать как функция, как робот - безотказно и четко. Но при этом оставаться человеком. Причем, лучшим, чем другие люди. Потому что многие проблемы идут от того, что чиновники не умеют слышать людей и говорить с ними. В экстремальной ситуации это неумение способно нанести власти еще больший урон, чем пандемия».
Фото: Полина Зиновьева