Правительство реорганизует структуру институтов развития. Планируется, что в рамках реформы создадут единый институт развития на базе ВЭБ.РФ и объединят институты со схожими видами деятельности. Также несколько структур будет просто ликвидировано. Почему эта реформа напрашивалась уже достаточно давно, «ФедералПресс» рассказал политолог, президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.
«Планируется действительно масштабная оптимизация всех институтов развития. Это было вопросом времени. Уже существующие структуры претерпели значительные изменения с момента их появления, поэтому не могут работать по единому стандарту. «Сколково» было проектом предыдущего президента. ВЭБ.РФ после нескольких итераций в конечном счете стал местом активной деятельности Шувалова. «Роснано» создавалась еще в рамках первых госкорпораций, поэтому, по факту, поначалу и была госкорпорацией, а потом фактически стала коммерческой организацией.
В последнее время стало очевидно, что этих структур слишком много, и они начали просто дублировать друг друга. Тот же «Сколково» осуществлял финансирование и промышленных проектов, и проектов, где были технологические решения. Кроме того, в таких проектах появлялся еще и ВЭБ.РФ. Параллельно дублирующие друг друга функции привели к распылению финансирования. В результате чего сложилась парадоксальная ситуация, когда организации получали деньги на одну деятельность из разных источников. В результате этого концепция одного окна была просто утеряна. И это действительно серьезная проблема.
В рамках системы одного окна организация обращается в одну структуру, которая непосредственно подбирает инструменты и механизмы, удобные для компании. Новая система будет двигаться в этом направлении. Плюс, из-за того, что мы получим единую бухгалтерию, административные расходы будут сокращаться, что особенно актуально в тяжелой экономической ситуации. Да, работу потеряет ряд ключевых игроков, также будут ослаблены ведомства, контролирующие те или иные направления. Но в итоге это приведет к появлению единого бесшовного контура по работе с поддержкой, чтобы тот или иной бизнесмен точно знал, куда обращаться за помощью. Это позволит ему не обрабатывать колоссальный объем информации, чтобы выбрать правильный инструмент поддержки.
Есть и другой посыл, связанный с сокращением дополнительных функций. Напомню, что премьер-министр Мишустин сделал ставку на сокращение госаппарата, то есть в определенном смысле на оптимизацию. А значит, есть вероятность, что аналогичная схема будет проводиться и в структурах, связанных с госуправлением. Не секрет, что многие игроки в ведомствах перекидывали в институты развития собственных ставленников, чтобы дать им возможность трудоустроиться. Естественно, никто не заботился об эффективности управления. Думаю, что изменения, связанные с реструктуризацией институтов, рассчитаны также на оптимизацию их управления.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева