К теме роста цен на продукты питания и, соответственно, их регулирования в последнее время приковано внимание и власти, и простых граждан. Сегодня «Известия» опубликовали информацию, что предельные цены на сахар-песок и подсолнечное масло с начала нового года будут зафиксированы. Именно эти товары, напомним, подорожали ощутимее других. Стоимость этих продуктов «заморозят» на три месяца. Ощутят ли это на своих кошельках жители отдаленных регионов, в частности, Ямала и Югры, «ФедералПресс» рассказал экономист, доцент кафедры экономической теории и прикладной экономики ФЭИ ТюмГУ Иван Вилков:
«Специфика отдаленных территорий, таких как Ямал и некоторые районы Югры, в том, что велика доля затрат на транспортировку. Но при этом если цена закупа на сырье снизится, а транспортная составляющая не увеличится, то, по идее, цены тоже должны снизиться. Кроме того, опасения, что этого не произойдет, нивелирует то, что есть работающий механизм контроля за ценами – чеки-то все электронные. Поэтому, я думаю, что ямальские предприниматели, скорее всего, не станут рисковать, рисуя завышенные цены, поскольку это чревато проверками. К примеру, со стороны антимонопольной службы.
Чем еще отличается Ямал: там более фрагментированный рынок по сравнению с югом Тюменской области. Крупных розничных сетей там несколько меньше, больше удельный вес малых предпринимателей. Причина в логистике. У крупных федеральных сетей логистика вся на колесах строится. Надо, чтобы дороги были. Туда, где нет дорог (надо где-то по воде, где-то - по зимнику, где-то – железнодорожным транспортом) они не заходят. Вот сейчас дорогу до Салехарда построили, и это драйвер для входа сетей в этот город.
И все же, хоть рынок и фрагментированный, но механизмы контроля есть. Хотя маленькие магазинчики сложнее контролировать. Поясню. Если, проверяя федеральную сеть, достаточно проверить пару магазинов, потому что цены одинаковы в сети, как правило, то в секторе малых предпринимателей проверять нужно каждую торговую точку. Издержки на контроль выше. Но у органов власти, еще раз подчеркиваю, есть инструмент – все чеки уходят в электронном виде, можно быстро отследить, у кого цены снижаются, у кого – растут».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева