В первый рабочий день 2021 года появились прогнозы грядущего подорожания бензина. Эксперты связывают это с низким курсом рубля и привлекательностью экспортного направления для производителей топлива. Стоит ли автовладельцем запасаться топливом, пока оно не подорожало, рассказал «ФедералПресс» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков:
«Бензин может, конечно, подорожать, так как у топливного рынка есть постоянная проблема – демпфирующий механизм. 1 января каждого года экспортная пошлина на нефть понижается, а налог на ее добычу увеличивается. В результате налоговая нагрузка переходит «на скважину», что в свою очередь приводит к росту внутри страны цен на бензин и дизельное топливо.
Для воспрепятствования их подорожанию государство выплачивает нефтяным компаниям разницу между ценами на нефтепродукты на внутреннем и внешнем рынках. Однако формула, по которой рассчитывается какая сумма, какому нефтеперерабатывающему заводу должна выплачиваться, является очень сложной и поэтому, когда происходят изменения одного из параметров, то возникают сбои. Соответственно, каждый раз в январе Министерство энергетики России вынуждено заново отлаживать механизм расчета демпфирующей выплаты.
Насколько она сейчас востребована – пока непонятно. Бесспорно, риски резкого повышения цен на бензин и дизельное топливо есть (в частности, с конца декабря стоимость нефти идет вверх), но неясно насколько они оправданны. Возможно, цены в январе повысятся только на оптовом рынке, тогда розничном их подъема ждать пока не приходится – между ростом цен на оптовом и розничном рынках всегда есть временной лаг.
К тому же далеко не факт, что крупные нефтяные компании будут повышать розничные цены на бензин и дизельном топливо – за ними внимательно наблюдает Федеральная антимонопольная служба. Также с ними ранее договорилось правительство по поводу сдерживания цен для российских потребителей и без его согласия никакого подорожания не будет.
Наращивать же им экспорт на мировой рынок тоже вряд ли нужно, так как ситуация на нем пока только ухудшается: растет число заболевших коронавирусом, люди ездят куда-либо гораздо меньше, чем до пандемии, и спрос на топливо слабеет. Так что рано российским автовладельцам пугаться роста цен на бензин и дизельное топливо».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин